Оборот электронных лотерей в Петербурге составляет не менее 50 млн рублей в месяц

Автор фото: Байгушева Антонина

На смену "одноруким бандитам" в Петербурге пришли лотерейные терминалы. Обороты этого рынка растут за счет появления новых точек в магазинах-дискаунтерах. Впрочем, этот вид бизнеса имеет и свои риски.

Продавцы лотерейных терминалов прямо заявляют на своих сайтах: "Любители запрещенных игровых аппаратов быстро переходят на относительно новый и, что самое главное, легальный метод игры".
Ассортимент лотерей небогат. На экранах - яркие вишенки, обезьянки, ангелы и девушки - все как в эпоху расцвета игорного бизнеса, ныне запрещенного. Чтобы купить билет, игроку надо пополнить свой баланс, вставив купюру в терминал. Вскрывая комбинацию символов на экране, пользователь узнает, выиграл он или проиграл.
Подобные игры соответствуют требованию моментальной лотереи: призовой фонд сформирован заранее, то есть вероятность выигрыша не настраивается владельцем автомата, как это бывало с "однорукими бандитами".
Продажей лотерейных терминалов занимается ряд предприятий, расположенных по большей части в Москве. Как объяснили в одной из таких компаний, комплектующие закупаются в Китае, частично - в Канаде, в России происходит сборка, установка программного обеспечения. Стоимость типового терминала - а лучше всего продаются те, которые внешне похожи на платежные, - составляет 100-150 тыс. рублей.
На сайте компании Alniko утверждается, что лотерейные терминалы окупаются за 6-9 месяцев. Однако в "Терминал Плюс" сказали, что можно окупить и за 2-3 недели.
"Самая непроходная точка принесет 50 тыс. рублей в месяц за минусом наших 50%. Если аппарат приносит не больше 10 тыс. рублей в месяц, значит, место надо срочно менять", - заверили корреспондента "ДП" в этой компании. В ГК "Лотпром" отметили, что процент зависит от количества приобретаемых терминалов.
Раньше "Уникум" производил игровые автоматы - тогда мы были уверены, что их в любом случае купят. Сейчас же предприятия, входящие в группу компаний "ЮВЕНКО", в том числе "Уникум", сосредоточены на вендинговых аппаратах. Лотерейные аппараты мы не выпускаем. Рынок лотерейных терминалов узкий, ограниченный. Я не вижу смысла разрабатывать такие вещи. Нет особой потребности. А главное - политика государства в этом направлении неясна. То, что лотерейные аппараты внешне очень похожи на игральные, неудивительно. У них же одна функция - они должны издалека привлекать клиентов, быть яркими.
Георгий Аронов
генеральный директор компании "Уникум"
Продавцы лотерейной техники сразу предупредили о будущих расходах. "Ваши риски - проверка ОБЭП, - откровенно сообщили в одной из компаний. - Что в этот момент происходит. Говорят, у вас терминал визуально похож на игровой. Вы говорите: у меня полный пакет документов на руках. Они могут терминалы изъять для проведения собственной экспертизы. По закону она не проводится более 2 недель. Но мы живем в России. И если не захотят вернуть терминал, то так и поступят. Чтобы этого не происходило, у нас на фирме работают юристы, которые подключаются к вашей беде. Но у вас должен быть хоть какой-то административный ресурс свой. Лучше всего договориться с теми, кто имеет право на изъятие". По словам сотрудника компании, хлебные места - это круглосуточные магазины, кинотеатры, автомойки, заправки, автобазы - "там, где большое скопление мужского населения, лучше не русскоязычного".
Корреспондент "ДП" обратился в одну из петербургских компаний, которая устанавливает лотерейные терминалы. Там сообщили, что имеют уже около сотни аппаратов, которые в основном стоят в магазинах "Пятерочка" и "Народная семьЯ". Причем сотрудник компании признает, что "автоматы наполовину игральные", но все бумаги на них есть.
"В последний год предложения об установке лотерейных терминалов стали поступать к нам чаще, чем раньше", - сообщил представитель "Интерторга" (управляет магазинами "Народная семьЯ", "Идея").
Отметим, что в августе из магазинов "Пятерочка" вывозили аппараты компании "ГеоПроект", которые в ходе проверки признали игровыми. "ДП" обратился к X5 Retail Group с вопросами насчет условий аренды для лотерейных терминалов и привел в качестве примера один из адресов. На следующий день корреспондент "ДП" не обнаружил терминала по этому адресу. В ГУ МВД на запрос "ДП" о результатах борьбы с игорным бизнесом не ответили.
Сомневаюсь, что выручка лотерейного аппарата составляет минимум 100 тыс. рублей в месяц, как обещают продавцы терминалов. Раньше хороший игорный автомат давал 70-100 тыс. рублей в месяц, но он и стоил $10 тыс. Кроме того, мы не знаем всего объема расходов участников этого бизнеса. Ясно, что без людей в фуражках дело не обходится. Конечно, лотереями стали заниматься те, кто раньше был вовлечен в игорный бизнес. Они пытаются найти себя в других сферах, но не у всех это успешно получается. Привыкли к большим доходам, а опыта в производстве нет. В игорном бизнесе главное - проследить за администраторами. За 2 недели в этом бизнесе можно было стать специалистом.
Сергей Васильев
развивал сеть игровых салонов "Якорь" в Петербурге
Дмитрий Невельский, бывший глава "Конти Групп", считает, что основную опасность представляют подпольные казино и игорные клубы, где крутятся большие деньги, а установщики лотерейных терминалов хотя бы пытаются вести бизнес по правилам. По словам Невельского, считанные единицы из тех, кто раньше занимался игорным бизнесом, бросили это занятие окончательно.