Идея Анатолия Чубайса заменить бумажные учебники в школах на электронные провалилась

Автор фото: Осиченко Владимир

Год назад глава "Роснано" Анатолий Чубайс предложил Владимиру Путину раздать всем школьникам электронные учебники. Сейчас электронная книга "Роснано" потерялась на рынке из-за высокой цены, а в школах страны "мертвым грузом" лежат сотни устройств, на которые чиновники в регионах потратили миллионы.

Ровно год назад глава Роснано Анатолий Чубайс показал Владимиру Путину разработанный корпорацией электронный учебник и предложил оснастить такими книгами всех российских школьников. Путина проект заинтересовал, но реализовать его не удалось.
"Экран полностью, я показывал, гнется, он такой мягкий, и даже если школьники решат подраться друг с другом с помощью компьютера, он абсолютно травмобезопасен и по весу, и по другим компонентам",  - говорил Чубайс, показывая Путину учебник.
"Видите, как я удачно нажал", — комментировал Путин свой опыт по тестированию планшета. "Как на Масляной неделе со стола блины летели", — прочитал он текст на экране. "Видимо, это литература", — предположил Чубайс.
Планшеты планировалось производить с использованием технологии e-ink (электронные чернила), которая не вредит глазам. Предполагалось, что оснащать устройствами российские школы будет английская компания Plastic Logic, одним из акционеров которой является ОАО "Роснано".
В конце прошлого года Роснано увеличило свою долю в этой компании с 33,7% до 43,8% (вторым крупным акционером является компания Oak Investment Partners — 45%). А российское ЗАО "Пластик лоджик" намерено было построить завод в Москве и даже вложило деньги в подготовку земли и проектирование. Всего в проект Роснано вложило около $200 млн — на совершенствование технологии, патентование, модернизацию дрезденского завода, где производятся дисплеи для планшетов.
Сегодня, спустя год, стало ясно, что школьники продолжат пользоваться традиционными бумажными учебниками. Роснано засомневалось в успехе своего проекта из-за высокой конкуренции (подобные устройства производят компании Amazon, PocketBook International S.A., Ectaco Inc.), в школах, где обычные бумажные учебники покупают родители, не оказалось спроса, и в результате "Пластик лоджик" отказался от строительства завода.
Оснащением планшетами школ руководило ФГУ "Федеральный институт развития образования" (ФИРО, структура Минобрнауки РФ). Оно должно было за год оснастить устройствами 29 образовательных учреждений в семи субъектах страны, среди которых несколько петербургских — лицей № 64 (Приморский район), средняя школа № 531 (Красногвардейский), физмат лицей № 239 (Центральный) и гимназия № 248 (Кировский). Об официальных итогах апробации узнать не удалось. Телефон представителя ФИРО Виктора Тармина не отвечал.
В гимназии № 248, например, рассказали, что на минувший учебный год бесплатно получили 83 учебника стоимость 12 тыс. рублей каждый.
"Оплачивал их комитет по образованию, производителем была компания "Пластик лоджик". Конечно, детям и родителям учебники понравились, все опасения по поводу вреда здоровью не подтвердились, но есть и другие проблемы. Во-первых, некоторые учебники ломались не зависимо от детей. Например, западали кнопки. Производитель нам, конечно, быстро заменял учебники на новые, но мы-то понимаем, что это пока идет эксперимент. Тем более детям мы передавали учебники под роспись  родителей, то есть, по идее, они несут ответственность за устройства", — рассказала директор гимназии № 248 Наталия Антипичева.
Во-вторых, по ее словам, сегодня планшеты "лежат мертвым грузом", поскольку тексты учебников были загружены только на один учебный год. "Я знаю, что 7 сентября в Москве было подведение итогов эксперимента, но до нас результаты этого заседания никто не довел. И мы не знаем, продолжать эксперимент или нет, а если продолжать, то в каком классе. Может быть, пока некогда, так сказать, представителям комитета нас собрать", — кротко предположила директор гимназии.
Еще одна проблема, по словам Антипичевой, заключалась в том, что загруженные в планшеты учебники далеко не всегда совпадали с учебной программой. Так, по математике гимназии необходимы были учебники издательства "Мнемозина", а загружены были учебники издательства "Просвещение". Она объяснила это тем, что в устройства загружали только те учебники, издательства которых дали свое согласие. "Насколько я знаю, "Мнемозина" отказалась", — сказала она.
На сайте госзакупок удалось найти всего два заказа на поставку электронных учебников. В сентябре 2011 года конкурс на поставку 30 учебников (и другого оборудования) в школы города Великие Луки (Псковская область) выиграло ООО "Компьютерные технологии", предложив 280,9 тыс. рублей. "Пластик лоджик" в конкурсе не участвовал. А в августе 2012 года конкурс на оснащение школ Тульской области на сумму 4,9 млн рублей был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.
"Мы хотели перенести технологию в Россию, построив завод в Зеленограде (округ Москвы. — dp.ru) и создав лабораторию разработки новых устройств, — рассказал глава пресс-службы ОАО "Роснано" Сергей Филиппов. — Предполагалось, что, если рынок примет технологию и на электронные учебники будет спрос, то нужно строить предприятие. Вложенные нами средства пошли на перспективные разработки — получение цвета и анимации на гибком экране — и на проектирование и подготовку территории".
По его словам, с точки зрения продаж успех черно-белой "читалки" стал неочевиден, и компания "пока отказалась от строительства завода". Небольшие партии "Пластик лоджик" при необходимости сможет выпускать на заводе в Дрездене, а в России продолжит работу подразделение разработки. "Планы быстро меняются, это жизнь", — сказал Филиппов.
Сегодня "Пластик лоджик" сосредоточился на развитии технологии пластиковой электроники. Ее планируется лицензировать для различных производителей, в том числе и в России. "Сейчас компания ведет переговоры с потенциальными партнерами, имеющими доступом к конечному потребителю. Говорить о конкретных изделиях пока рано", — сказал Филиппов.
Представитель "Пластик лоджика" Борис Галкин объяснил смену предпринимательских планов компании высокой конкуренцией на рынке. "Бизнес-модель online-магазина Amazon, к примеру, состоит в заработке от продажи контента, а не самих устройств. Грубо говоря, стоимость читалки Amazon Kindle окупает расходы на производство, а прибыль приносит уже продажа книг, которые пользователь загружает в устройство. Мы всегда были, в первую очередь, технологической компанией. В связи со снижением доходности на рынке электронных книг старая бизнес-модель перестала отвечать интересам компании в долгосрочной перспективе", — рассказал он.
Сейчас, по словам Галкина, ЗАО "Пластик лоджик" намерено заняться проектированием и производством "широкого спектра решений для конечной продукции, используя опыт компании в выпуске гибких пластиковых дисплеев". "Пластик лоджик" ведет переговоры с несколькими производителями электронных устройств. "Возможные варианты сотрудничества — продажа дисплеев, лицензирование технологии производства гибких пластиковых дисплеев и совместная разработка продукции с партнерами", — сказал он.
По словам Галкина, в период апробации в российские школы было поставлено 2,5 тыс. электронных учебников, 1 тыс. из которых — от "Пластик лоджик". Если учесть, что стоимость одного составляет 12 тыс. рублей, всего из региональных бюджетов на эти цели было потрачено 30 млн рублей, из которы 12 млн рублей получил "Пластик лоджик".
"С самого начала этот проект вызывал большие сомнения, поскольку до конца не было известно, будет ли государство покупать электронные учебники или нет, — говорит гендиректор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. — В наших школах ведь нет денег даже на бумажные учебники. Мы каждый год сдаем на них деньги".
По мнению Брюквина, неясно, как "Пластик лоджик", используя в России сравнительно дорогую рабочую силу, низкую производительность труда, намерен был конкурировать, например, с Amazon, если ее "читалку" Kindle делают в Китае, где не только дешевая рабочая сила, но и постоянно сокращается разрыв с технологичными американскими устройствам.
"В Китае даже появился свой Стив Джобс — это корпорация Mi-One, которая ранее делала смартфоны по заказу Apple и HTC, а сейчас делает их сама. Правда продает пока только в Китае, чтоб их не обвинили в заимствованиях. Но интерес к ним огромный. У нас в России, например, есть и японские ридеры, и какие хочешь. Почему для школ нужно было выбирать именно "Пластик лоджик", когда на рынке столько производителей, неясно", — говорит Брюквин.
"Не надо было изобретать велосипед, — говорит директор TelecomDaily Денис Кусков. — Так получается, что мы часто беремся за какие-то проекты, которые уже внедрены и хорошо используются. Зачем было разрабатывать свой вид подобного устройства, не понятно. Технология одна и та же, нечто революционное в ней сделать сложно. Если бы это произошло несколько лет назад, наверное, был бы смысл, но сейчас я не вижу в этой области ни одного  революционного проекта".
Видео: "Россия"