Госдума во вторник проведет первое пленарное заседание осенней сессии

Автор фото: итар-тасс

В Госдуме сегодня начнется осенняя сессия. Депутаты будут забирать у оппозиционеров мандаты, придумывать новые меры для "борьбы" с коррупцией и принимать бюджет без обсуждения. Пока Кремль вносит все более жесткие законопроекты, протестные настроения проникают даже в "Единую Россию".

Во вторник депутаты Госдумы проведут первое официальное заседание осенней сессии. Комитеты парламента работают уже несколько дней, депутаты уже трудились в регионах, но официально первое заседание с гимном и общим сбором состоится сегодня.
Осенняя сессия будет содержательной, интенсивной и напряженной, пообещал спикер Госдумы Сергей Нарышкин. В этом никто и не сомневается. Интересное начнется сразу, во вторник. Но сначала спикер выступит с речью и обозначит план работы парламента на ближайшее время. Будут утверждены план работы на месяц и предварительный план - на всю сессию.
Осенняя активность Госдумы станет логичным продолжением ее же летней активности. До ухода на каникулы парламент, по словам одного из политологов, провел в режиме "взбесившегося принтера". Законопроекты и поправки, направленные на борьбу с протестным движением и "разговорчиками в строю", принимались с небывалой скоростью.
В частности, весной и летом Дума ужесточила наказание на нарушения на митингах (принятие этих поправок сопровождалось "итальянской забастовкой" оппозиции), приравняла некоммерческие организации к иностранным агентам, вернула клевету в уголовный кодекс, начала создавать "черные списки" интернет-сайтов и облегчать возможность их закрытия и так далее.
Своеобразным "мостом" между весенней и осенней сессиями станет как раз закон об НКО – ожидается, что именно во вторник депутаты примут в первом и втором чтении поправки, увеличивающие штрафы для НКО за непредоставление полной информации о себе в госорганы – до 3 млн рублей.
На этой же неделе перейдут и к еще более резонансным законопроектам и решениям. В пятницу Госдума может лишить депутатского мандата Геннадия Гудкова. Его обвиняют в незаконном предпринимательстве. Оппозиция возражает, что этим занимаются как раз единороссы, а Гудкова преследуют за оппозиционность.
По некоторым данным, Гудков может стать первым, но не последним, кого постигнет эта участь. Сергей Миронов уже направил спикеры Нарышкину опубликованный его коллегами-справедливороссами компромат на депутатов от партии власти. Есть вероятность, что в рамках "борьбы с перегибами" (она же борьба за рейтинг и против раздражения населения) своих должностей лишатся и один-два единоросса.
Той же логикой пронизаны и некоторые другие громкие инициативы. Так, депутаты могут запретить госслужащим и сотрудникам силовых ведомств иметь счета и недвижимость за границей. С такой инициативой, что интересно, выступили представители всех четырех фракций – никто не упустил такой пиар-возможности.
Никакого содержания, кроме пиара, у этой инициативы нет. Для госслужащих и сейчас немало запретов и ограничений, но они не работают – жесткость законов традиционно компенсируется необязательностью их выполнения, а также избирательностью их применения. Обойти очередной запрет тоже будет несложно. Активная борьба с коррупцией на бумаге при полном отсутствии такой борьбы в реальности создает в парламенте очень странную атмосферу.
Есть и другие новые идеи. Так, единоросс Андрей Исаев предложил запретить избираться в парламент, если там уже работает близкий родственник. Никто не скрывает, что это связано с отцом и сыном Гудковыми, а также матерью и сыном Пономаревыми. Но эту инициативу, скорее всего, не поддержат. Дело не в том, что она противоречит Конституции. Дело в том, что родственные связи есть и среди парламентариев-единороссов.
Что же до реальной жизни чиновников, то здесь намечена не борьба, а послабления. Так, Владимир Путин внес проект закона, по которому на постах высших чиновников можно будет работать не до 65, а до 70 лет. Окружение Путина стареет, ему хочется работать в привычной компании, а как уж это сказывается на карьерных лифтах, равенстве перед законом и сменяемости власти, никому не интересно.
Параллельно будут рассмотрены некоторые другие резонансные законопроекты. Так, Госдума может отменить "сухой закон" и снова разрешить минимальную концентрацию алкоголя в крови водителей. Также будет рассмотрен закон об образовании и продолжена дискуссия о платном и бюджетном образовании и о преимуществах тестов и устных экзаменов.
Еще Госдума планирует бороться с киберпреступностью – и приравнять преступления, совершаемые в сети (от мошенничества и оскорбления до взлома сайтов и доведения до самоубийства), к преступлениям, совершаемым офф-лайн, и резко ужесточить наказания за эти преступления.
Как и каждую осень, главной темой сессии будет бюджет на следующий год. Оппозиции проект бюджета не нравится: на дни его рассмотрения намечена вторая "итальянская забастовка" (с сотнями поправок, затягиванием принятия проекта и провоцированием дискуссии на тему).
Есть, правда, вероятность, что бюджет будут не обсуждать, а сразу принимать – именно такой новый порядок работы с бюджетом предложил, по некоторым данным, Минфин. Документ можно будет в целом принимать или в целом отклонять. Расчет, конечно, на первый вариант.
Если не пройдет это предложение, есть альтернативное. Единороссы предлагают сократить время рассмотрение каждой поправки до минуты, а также ограничить саму возможность внесения поправок. Это – борьба с будущими "итальянскими забастовками", а заодно и с дискуссиями, местом для которых парламент неожиданно снова стал.
Звучит все это удивительно, но вполне в духе современной российской политической реальности. Чем больше действующая власть принимает "как бы репрессивных" решений, тем чаще оппозиция и оппозиционность рождается внутри ее самой. Сначала на Болотную площадь пришел офицер ФСБ Гудков. Потом в Госдуме начались дискуссии. Теперь депутата Гудкова поддерживают в "Единой России".
В Кремле хотят по-прежнему контролировать все принимаемые решения. Но в силу длительного отсутствия конкуренции хватка администрации президента слабеет. Настоящих репрессий не видно. По мере того, как она слабеет, крепнут и множатся оппоненты. Даже соратники говорят о неразумности кремлёвских действий.
Пока все это носит разовый характер и в некий момент пресекается. В какой момент это изменится (и изменится ли), неясно. Но прежнего контроля у Кремля уже нет. Даже над Госдумой. Даже над "Единой Россией". На раскол это пока не похоже. Но уже похоже на некоторую турбулентность.
Видео: "Вести".