Из центра Петербурга уберут крупногабаритные рекламоносители

Автор фото: Чевалков Сергей

Смольный демонтирует более 700 рекламоносителей. Центр города полностью избавят от крупногабаритных конструкций, из-за чего этот бизнес потеряет более 400 млн рублей в год.

Городской комитет по печати и взаимодействию со СМИ готовит реформу на рынке наружной рекламы. В центре Петербурга не останется конструкций большого формата и щитов на тротуарах.
Как сообщил "ДП" первый заместитель председателя комитета Сергей Серезлеев, готовится вывод рекламных конструкций крупного и особо крупного формата из Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов. Под запрет попадет реклама, размеры которой превышают 5х12 м. Это могут быть как щиты, так и реклама на зданиях, а также крышные установки.
В комитете по печати подсчитали, что демонтировать придется не менее 400 таких рекламоносителей. Новые требования к их размещению содержатся в концепции развития наружной рекламы в Петербурге. "Работа над концепцией завершена, документ будет вынесен на рассмотрение правительства после возвращения Георгия Полтавченко из отпуска", - уточнил вице-губернатор Василий Кичеджи. Кроме того, от наружной рекламы будут освобождаться тротуары. Планируется убрать более 300 рекламных конструкций, которые расположены ближе 3 м к ближайшему зданию, сообщили в профильном комитете. Для центра это практически невыполнимое требование - в исторической части города широкие тротуары редкость. То есть этого вида рекламы в центре практически не останется.
Поводом для такого решения стали претензии комитета по благоустройству: зимой щиты мешают уборочной технике чистить тротуары от снега.
"Это достаточно сильно затронет рынок наружной рекламы, который потеряет 8-10% всех рекламных конструкций. С учетом того, что демонтировать собираются одни из самых дорогостоящих рекламоносителей, в денежном эквиваленте потери могут быть больше", - прогнозирует руководитель петербургского офиса "Эспар-аналитик" Вера Дементьева.
Количество рекламных поверхностей в Петербурге (одна конструкция может содержать от одной до восьми рекламных сторон) превышает 23 тыс. Объем рынка наружной рекламы в городе в прошлом году составил 3,6 млрд рублей, то есть потери могут превысить 400 млн рублей в год.
Президент группы компаний "Талер" Михаил Пационко рассчитывает, что демонтаж конструкций в центре города будет сопровождаться увеличением количества рекламных щитов в спальных районах. "Новая концепция должна уравновешивать этот процесс. Бизнес не должен стоять", - уверен бизнесмен. Впрочем, пока участники рекламного рынка не имели возможности ознакомиться с содержанием этого документа.
В компаниях, входящих в топ-10 крупнейших рекламодателей Петербурга, уже задумываются о смене стратегии продвижения. "Наружная реклама - один из приоритетных каналов коммуникации для нашей компании, оптимальный с точки зрения охвата и стоимости, - говорит менеджер по медиа­планированию Северо-Западного региона "Билайн" Евгений Бояркин. - Если в центре будет демонтирована большая часть щитов, мы либо перейдем на оставшиеся (при условии адекватности цены и месторасположения), либо найдем другие носители".
Руководитель направления корпоративных и бизнес-коммуникаций Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Людмила Чехова альтернативой наружной рекламе называет продвижение в метрополитене, на транспорте и автобусных остановках. Впрочем, перспектива лишиться 10% рынка - не единственная проблема рекламных агентств в городе.
Согласно ФЗ "О рекламе" договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими только в течение 5 лет со дня вступления в силу этого закона, то есть до 25 июля 2012 года. В связи с этим в Петербурге истек срок действия у значительной части договоров - по экспертным оценкам, таких 6-7 тыс. Новых конкурсов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в этом году не проводилось. Таким образом, в следующем году закончатся сроки договоров практически у всех операторов наружной рекламы. В комитете по печати и ГУП "Городской центр размещения рекламы" (ГЦРР) отказались комментировать эту тему.
Однако источники, хорошо знакомые с ситуацией, говорят, что с одних компаний продолжают брать плату за фактическое использование рекламных щитов после завершения договоров, а других принуждают к демонтажу конструкций.
Момент для демонтажа выбран идеально: через 3-4 месяца вообще ни у одного рекламного агентства в городе не останется действующих договоров аренды. В такой ситуации никому не удастся оспорить снос в суде. Провести новые торги на размещение рекламы обещают уже несколько лет, но до сих пор неясно, когда они состоятся и, главное, как будут формироваться лоты. Если в один лот будут объединяться места для размещения рекламы, которые принадлежали разным компаниям, рынок ждет глобальный передел. Без скандалов не обойдется.
Дмитрий Ганибалов
директор по продажам и маркетингу "Волгобалтмедиа"