Новая портовая концепция

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Россия, Ленинградская область, порт Усть-Луга. Тестовый пуск второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).

К 2030 году грузооборот российских портов вырастет почти вдвое до 1 млрд тонн, прогнозирует "Росморпорт". Большая часть грузов пойдет через российские порты на Балтике.

В конце августа ФГУП "Росморпорт" доработало "Стратегию развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года". Теперь этот документ представлен на суд заинтересованных министерств и коммерческих организаций.
Согласно "Стратегии" "Росморпорта", проектная мощность портовых перегрузочных комплексов России к 2030 году возрастет примерно до 1,4 млрд тонн грузов в год. При этом мощности будут загружены на 75-80%.
То есть оборот российских портов в течении 18 лет должен возрасти примерно в два раза. По итогам 2011 года российские порты перегрузили более 0,5 млрд тонн грузов, а загрузка портовых мощностей колебалась в диапазоне 50-75%.
Специалисты "Росморпорта" прогнозируют увеличение годового объема перевалки грузов до 725 млн тонн в краткосрочном периоде к 2015 году, к 2020 году грузооборот возрастет до 879 млн тонн и к 2030 год - до 1 млрд тонн.
Основу грузооборота будет составлять сырье. Во-первых - продукция топливно-энергетического комплекса - сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, уголь. И во-вторых, - руда, лес. При этом в "Росморпорте" полагают, что доля наливных грузов будет сокращаться с нынешних 56% до 40%-45% от общего грузооборота.
Основным центром перевалки грузов останутся порты Балтийского бассейна: Большой порт Санкт-Петербург,  Приморск,  Высоцк,  Выборг,  Усть-Луга,  Калининград. Балтийские порты заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и транзитных грузов. Каботажные грузы составляют менее 1% в их грузообороте. В 2011 году портами бассейна было переработано 186 млн тонн грузов, что составляет 35% от общего грузооборота российских портов. Порты бассейна переваливают 38%  наливных и 31%  сухих грузов от общего грузооборота всех портов РФ.
Грузооборот российских портов на Балтике, по прогнозу "Росморпорта", возрастет к  2030 году примерно на 70% до 500 млн тонн. Грузооборот будет расти за счет ввода новых мощностей.
В частности, в Усть-Луге заработает на полную мощность (38 млн тонн в год) комплекс по перевалке нефти, а также комплекс по перевалке нефтепродуктов мощностью 16 млн тонн, контейнерный терминал на 10 млн тонн и два терминала по перевалке сжиженного газа. Один построит "Новатэк"  (мощностью 6 млн тонн), а второй "Сибур-Холдинг" (4 млн тонн).
В Приморске, специализирующемся на перевалке нефти и нефтепродуктов, Группа НМТП планирует возвести терминал по перевалке минеральных удобрений. Также в этом порту появятся терминалы по обработке контейнеров, перегрузке металлов.
Мощности крупнейшего российского порта Балтики - Большого порта Санкт-Петербург - будут увеличены за счет строительства аванпортов, в частности многофункционального морского перегрузочного комплекса "Бронка" мощностью 28 млн тонн в год.
Объем финансирования пока не определен, в документе "Росморпорта" отмечается, что источниками финансирования реализации стратегии станут федеральный бюджет, собственные средства "Росморпорта", внебюджетные средства, в том числе средств инвесторов, а также заемный капитал, возможна эмиссия акций и финансирование посредством создания совместных предприятий между руководством и операторами портов.