Автодом: местная невидаль

Автор фото: Global Look Press

Путешествие на мобильном доме на колесах как вид отдыха для россиян до сих пор остается экзотикой.

В Европе поездки на автодомах к морю, или горнолыжному курорту, или просто на пикник - популярный и хорошо развитый вид отдыха. В домах на колесах есть все для комфортного проживания: спальные места, душ, туалет, плита, холодильник, вода и отопление. В западных странах множество специальных стоянок, где можно остановиться на ночь или на длительное время. Компании, занимающиеся продажей и прокатом автодомов в России, отмечают растущий интерес соотечественников к такому способу отдыхать, однако спрос пока не сравним с европейским.
"Путешествие на автодоме для подавляющего большинства россиян - это что-то совершенно новое, непонятное и скорее экзотика, чем обычный отдых или путешествие. Когда едешь на автодоме по России, даже в крупных городах на тебя оборачиваются и смотрят, как будто ты передвигаешься на НЛО", - говорит Вадим Демидович, менеджер по продажам компании "Автолорд".
Объем продаж на петербургском рынке домов на колесах оценивается игроками в несколько десятков штук в год. В городе ими торгуют пять компаний: "Автолорд", "Авто Трэвел", "Автобавария", "Лаура" и "Яхты на колесах". Стоимость четырехместного автодома находится в диапазоне 40-80 тыс. евро. Владельцем жилого прицепа к автомобилю можно стать за 17-36 тыс. евро. Дополнительные затраты связаны с содержанием, хранением и страхованием транспортного средства. При этом следует учесть, что эксплуатационный период автодома в условиях местного климата сильно ограничен.
Поэтому дома на колесах чаще предпочитают брать напрокат, а не покупать. Стоимость аренды щадящая - 200-300 евро в сутки. Кроме того, потребуется внести залог в размере 30-40 тыс. рублей. Для управления автодомом подойдут права категории "В".
Однако, несмотря на более высокий спрос именно на аренду автодомов, нежели их покупку, лишь две компании предлагают данную услугу: "Автобавария" и "Яхты на колесах".
От проката автодомов в свое время отказалась компания "Автолорд". "У наших людей еще не совсем развито чувство ответственности за взятый в аренду автодом. Большинство считает, что уж если я заплатил деньги, то могу делать с этой машиной все что захочу. В итоге после года активной сдачи в аренду машину становится очень сложно продать, а продажа все-таки всегда стоит на первом месте", - объясняет Вадим Демидович.
Из-за участившихся страховых случаев и небрежного отношения к арендованным машинам 2 года назад программу по аренде временно заморозила "Лаура". "Подписав договор аренды, вы обязуетесь вернуть автодом таким, каковым он был принят: чистым, заправленным топливом. В России правила не соблюдаются, и клиента не пугает, что он теряет залоговую стоимость за счет причиненного ущерба", - отмечает Дмитрий Гирин, заместитель генерального директора ООО "Бронеавтомобили" (входит в ГК  "Лаура").
Пока не развита в России и инфраструктура кемпингов - стоянок для автодомов, где можно подключиться к электричеству, водоснабжению и канализации. Так, в Петербурге действуют только четыре кемпинга: отель "Ольгино", мотель-кемпинг "Ретур", "Елизар-Отель" и Baltic PARKing. Размещение автодома в сутки здесь составляет от 600 до 1500 рублей с человека.
Стоимость самого автодома в России также на порядок выше из-за высоких таможенных пошлин. "Нам обещают, что к 2019 году пошлины на машины будут снижены до 15%, но тут же правительство вводит новый сбор за утилизацию автомобиля, его величина будет составлять от 90 тыс. до 600 тыс. рублей для ввозимой новой техники, - говорит Вадим Демидович. - Поэтому снижение таможенного сбора к 2019 году вовсе не приведет к снижению конечной стоимости продукта".
По этим причинам участники рынка пока не видят предпосылок для существенного увеличения продаж автодомов в России.