"Выборгский судостроительный завод" обрел второе дыхание

Автор фото: Trend/Евгений Асмолов

"Выборгский судостроительный завод" рассчитывает погасить остаток задолженности перед Газпромбанком деньгами "Газфлота" - он должен 1,2 млрд рублей за старые заказы. Однако пока процесс затягивается, руководство верфи, не тратя времени зря, работает над пополнением портфеля заказов.

Подписание мирового соглашения " Выборгского судостроительного завода" (ВСЗ) и "Газфлота" откладывается. Арбитражный суд Москвы перенес рассмотрение дела по иску судостроителей на 28 сентября.
В конце 2011 года ВСЗ завершил строительство и передал заказчику - "Газфлоту" последнюю буровую платформу. Однако заказчик до сих пор не оплатил полностью контракт на 59 млрд рублей. Эта сумма включает строительство двух полупогружных буровых платформ и поставку двух телеуправляемых подводных аппаратов для обслуживания платформ. Аппараты ВСЗ должен поставить "Газфлоту" в конце этого года, но вряд ли выполнит обязательства из-за отсутствия средств. "По контракту "Газфлот" еще до октября 2011 года должен был выплатить заводу аванс в 513 млн рублей на приобретение аппаратов, - говорит генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев. - Помимо аппаратов "Газфлот" остается должен заводу 700 млн рублей за буровые платформы." В сумме 1,2 млрд рублей - эти средства руководство ВСЗ решило получить от дочки "Газпрома" через суд.
В "Газфлоте" на запрос "ДП" о том, почему компания не хочет рассчитаться с ВСЗ за буровые не ответили.  Александр Соловьев пояснил, "Газфлот" придерживается позиции, что ВСЗ, якобы, не отчитался перед заказчиком о расходовании средств в размере 700 млн рублей. "Хотя цена контракта твердая, эта сумма присутствует в калькуляции, работу мы выполнили и должны получить деньги", - уверен директор завода.
Впрочем, из материалов дела следует, что стороны готовы закончить спор мировым соглашением, предполагалось заключить его 21 августа, но суд перенес заседание на 28 сентября.
Ранее в мае ВСЗ уже "помирился" с другой аффилированной структурой "Газпрома" - Газпромбанком. Он подал иск к верфи на 3,7 млрд рублей. Эти средства ВСЗ занял у банка для оплаты НДС по первой бурвой платформе. Однако вернуть кредит не смог, у завода не было новых заказов, а следовательно средство на оплату долга, предприятие оказалось на грани остановки, перспективы были туманны.
Именно в этот момент, осенью прошлого года, прежние собственники завода - структуры банка "Россия", решили продать верфь государственной "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК). С приходом нового собственника ситуация на заводе резко изменилась в лучшую сторону. ВСЗ выплатил Газпромбанку 2,4 млрд рублей и остался должен еще 1,4 млрд рублей (сумма долга и проценты по нему).
Затем при посредничестве ОСК судозавод получил контракт на строительство двух ледоколов мощностью 18 МВт общей стоимостью 8 млрд рублей для "Росморречфлота". Первый ледокол планируется заложить в октябре текущего года. "Возможно, мы получим контракт на строительство еще одного такого ледокола, а всего их планируется построить десяток", - надеется Александр Соловьев.
В конце 2012 - начале следующего года ВСЗ может получить подряд на строительство блоков корпусов для двух ледоколов-снабженцев, которые будет строить, принадлежащая ОСК финская верфь Archtech Helsinki Shipyard Oy, На этом судозавод может заработать около 480 млн рублей (12 млн евро).
В течение одного-двух месяцев "Росморречфлот" объявит тендер на строительство судна снабженца на 7 МВт - это профиль ВСЗ и он намерен бороться за заказ.
Помимо этого ВСЗ прорабатывает два международных проекта, контракты по которым могут быть заключены в начале следующего года.