Виталий Архангельский отстоял Выборгский порт

Автор фото: Байгушева Антонина
Россия. Санкт-Петербург. на фото: Архангельский Виталий, президент Группы компаний Осло Марин съемка в редакции газеты "Деловой Петербург"

Заместитель министра транспорта Виктор Олерский провел 2 августа в Москве совещание по поводу скандальной ситуации сложившейся вокруг 13 причала Порта Выборгский, принадлежащего петербургскому предпринимателю, проживающему ныне во Франции, Виталию Архангельскому.

  Президент петербургской группы  "Осло Марин"   Виталий Архангельский в  2007 году приобрел ООО "Порт Выборгский", на балансе которого числится имущество гавани (оборудование, инженерные коммуникации, сооружения ), а также ООО "Портовое оборудование", которое арендует причалы Выборгского порта.
  По части причалов порта, а именно 11,12,13, ФГУП "Росморпорт" прекратил договор аренды с "Портовым оборудованием» на том основании, что причалы аварийные и требуют ремонта. "Мы пытались вернуть право аренды на причалы, готовы были их отремонтировать", - говорит Виталий Архангельский. Однако "Росморпорт" оказался неумолим.
  Летом 2012 года "Росморпорт" провел открытый конкурс на право аренды причала №13. Единственным участником конкурса стал один из крупнейших импортеров виноматериалов в России - ООО "Национальный винный терминал" (НВТ), расположенное по соседству с портом.  По условиям конкурса в нем могли принять участие только компании, деятельность которых связана с причалом. НВТ и причал "связал" гибкий шлаг, идущий к емкостям для хранения виноматериалов, расположенным за забором порта на территории "Выборгского судостроительного завода".
  Еще одним существенным условием конкурса стало функциональное ограничение причала, он был признан пригодным для перевалки виноматериалов при помощи трубопроводов. Это обстоятельство исключило из конкурса ООО "Портовое оборудование". И самое интересное, что НВТ, по условиям конкурса, должен был переваливать 270 тысяч тонн виноматериалов в год, что в десятки раз превышает текущий оборот НВТ и даже больше перевалки всех наливных грузов на Северо-Западе.
  В итоге в связи с отсутствием конкурентов "Росморпорт" отдал причал НВТ в аренду на 49 лет за 4,999 млн рублей в год. Запрос "Делового Петребурга" о деталях конкурса, о том, как в аренду был передан аварийный причал и каким образом НВТ получил неразрывность, "Росморпорт" проигнорировал.
  Генерал-полковник таможенной службы, президент и совладелец НВТ Валерий Кругликов (ему принадлежит 15% долей компании) сообщил "ДП", что в планах компании переваливать на этом причале не только виноматериалы, но и спирт на экспорт. При этом  Валерий Кругликов отметил, что договор аренды пока не заключен.  
Поскольку ООО "Портовое оборудование" обратилось с жалобой в ФАС РФ с просьбой провести проверку результатов открытого конкурса. До заключения ФАС Минтранс решил приостановить согласование договора аренды. ФАС в свою очередь передало документы в суд, который должен будет определить законность проведения конкурса. Первое заседание состоится 9 сентября. "У нас появился шанс вернуть причалы", - говорит генеральный директор ООО "Портовое оборудование" Ольга Лукина. "Портовое оборудование" может получить их по инвестиционному соглашению, обязуясь отремонтировать причалы. По словам Ольги Лукиной, на это потребуется около 500 млн рублей.
  Сейчас подобный механизм передачи частным инвесторам портовой инфраструктуры, находящейся в разрушенном состоянии, активно отрабатывает Минтранс и Минэкономразвития.
  "Порт Выборг" расположен на пересечении водных путей между Финским заливом, судоходной системой озера Сайма и реки Вуокса. Порт имеет 13 причалов (общая протяженность 1480 погонных метров), расположенных вдоль береговой линии Выборгского залива. Причал№ 1 предназначен для пассажирских судов. Причалы 6-10 предназначены для обработки генеральных грузов. На причалах 11, 12, 13 преимущественно обрабатываются наливные грузы. Порт имеет конвейерную установку для перевалки удобрений навалом.
  В первом полугодии 2012 года перевалка грузов в порту выросла по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 27% - до 593,8 тыс тонн. Из них большая часть - 389,2 тыс тонн - навалочные грузы (на 21% больше, чем годом ранее). В частности: перевалка минеральных удобрений выросла на 23% - до 266 тыс тонн, угля и кокса - в 2,7 раза, до 112,5 тыс тонн.