Медведев: интернет-повестка дня искажает представление о ситуации в стране

Автор фото: итар-тасс

Интернет-повестка дня искажает представление о жизни страны, считает Дмитрий Медведев. Он посоветовал коллегам-единороссам уделять больше внимания общению с людьми, не преувеличивая значение того, что обсуждают в Интернете.

  Интернет-повестка дня искажает представление о жизни страны, считает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Такое заявление он сделал на встрече со своими коллегами – членами "Единой России", сообщает РИА "Новости".
  Нужно уделять больше внимания общению с людьми, не преувеличивая значение того, что обсуждают в Интернете, сказал Медведев.
  "Зачастую возникает абсолютно искаженная картина политической ситуации, общественной жизни. Фантомные вещи вылезают на первый план, и такое ощущение, что вся страна думает только об этом", – цитируют информагентства слова премьер-министра.
  "Откройте сейчас любой сайт, но желательно оппозиционный, потому что он в этом смысле более рельефный – там будет набор тем. Возникнет ощущение, что мы только этим и занимаемся. А мы вообще этим не занимаемся, нам на это плевать, я имею в виду – всем гражданам страны, за исключением довольно узкой группы людей", – считает Медведев.
  С Медведевым можно было бы согласиться: некоторый перекос в сторону общественно-политических тем определенной направленности присутствует. Еще заметнее разница с телевидением. Вопрос только в том, почему так происходит.
  В полуденном выпуске новостей Первого канала – успехи на Олимпиаде, а также решения и постановления партии и правительства. В главных новостях Яндекса – Pussy Riot, Мадонна, обвинения МИД Грузии в адрес Медведева.
  Отчасти речь идет о компенсации: интернет-СМИ с удвоенной силой говорят о том, о чем не говорит телевидение. С другой стороны, в отличие от Первого канала они ориентированы на читательский интерес и привлечение внимания. Кроме того, на фоне гостелевидения можно говорить о полном отсутствии цензуры.
  Термин "искажение" предполагает, что существует некая объективная данность, которую потом или искажают, или не искажают. В случае с информацией такой объективной данности не существует. Можно говорить о значимости тех или иных новостей, исходя из каких-то принципов, или просто анализировать то информационное пространство, которое создается.
  Год назад Медведев говорил об интернете совсем иначе, отмечает директор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев. Он говорил, что интернет-повестка дня богаче и интереснее, чем на телевидении. Теперь он говорит обратное, и что он думает на самом деле, неясно, да и не важно – он говорит то, что ему говорить выгодно.
  Если власть не может убедить граждан в том, что предлагаемая ею повестка дня интересна – это проблема самой власти, а не граждан и не СМИ, продолжает эксперт. Заявление Медведева объясняется только тем, что власти не нравится, как о ней говорят и пишут в интернете.
  Оппозиционность значительной части журналистского, а также экспертного сообщества видна невооруженным глазом. При том, что и журналисты и эксперты по роду своей профессии знают о действующей власти намного больше среднестатистического читателя.
  Этот факт мог бы привести к выводу, что что-то не так не с журналистами, а с властью. Но премьер-министр вместо этого предлагает дистанцироваться от таких настроений и не обращать внимания на повестку дня негосударственных СМИ.
  Единственный конкурент интернет-СМИ в информационном пространстве - телевидение. В апреле этого года впервые в истории Яндекс стал более популярным медиаресурсом, чем Первый канал (19 млн человек в день против 18 млн). По показателям месячной аудитории Первый канал вне конкуренции. И все же интернет уже почти догнал телевидение. Постоянных телезрителей в России около 31,5 млн человек, постоянных пользователей Интернета – около 30,5 млн человек.
  Впрочем, прямое сравнение не вполне корректно. Первый канал включают не только для того, чтобы посмотреть новости, как и "Яндексом" пользуются не только потому, чтобы узнать новости. Победа Интернета над телевидением уже состоялась в Москве и Петербурге, в городах-миллионниках, однако в провинции ситуация иная.
  На государственном телевидении есть редакционная политика, а у "Яндекса" ее нет. Поэтому влиятельность ТВ более концентрирована, и эта влиятельность останется большей, чем влиятельность "Яндекса". По данным Левада-центра за апрель 2012 года, 72% россиян узнают новости по государственному телевидению и только 14% - из Интернета. У Интернета уже есть возможность обогнать телевидение по влиятельности, однако пока это только возможность.
  С другой стороны, условны и эти замеры, говорит Кирилл Танаев. Если человек смотрит новости по телевизору, это не говорит о том, что он принимает предлагаемую точку зрения – у него просто включен телевизор; и то же самое касается интернета. Для объективных сравнений нужны исследования, которых нет.
  Сейчас в России телевидение де-факто контролируется государством, поэтому интернет имеет имидж рупора оппозиции. Вызвано это только тем, что у аудитории есть мощный запрос на альтернативу, считает политолог Владимир Гельман. В дальнейшем роль интернета будет расти, значимость телевидения снижаться, но кто выиграет битву за Рунет, пока неясно.
  Тот, кто ее выиграет, одержит и победу в информационном пространстве. Единственный способ этого избежать – иранский путь: закрыть доступ в мировой интернет и создать свой собственный.