МЭРТ предлагает разрешить бизнесу не платить налоги с пожертвований на благотворительность

Автор фото: Евгений Асмолов

МЭРТ предлагает разрешить бизнесу относить благотворительные пожертвования к статье "расходы" и не платить с них налоги. Речь идет о 10% всей прибыли. Это призвано способствовать развитию благотворительности. Но может привести и к уклонению от уплаты налогов через "как бы благотворительность".

Министерство экономического развития предлагает разрешить бизнесу относить благотворительные пожертвования к статье расходы. Соответствующий проект закона опубликован на сайте министерства.
Расходы на благотворительность ограничиваются 10% прибыли до налогообложения. То есть, поддерживая благотворительность, любая компания может сократить свои налоги на 10%.
Речь идет о пожертвованиях благотворительным, некоммерческим и религиозным организациям. Таким образом чиновники рассчитывают поощрить благотворительность в России.
Против поощрения благотворительности никто не возражает. Законопроект вызывает критику по другой причине. Некоторые российские компании подозреваются наблюдателями в уклонении от уплаты налогов с помощью "как бы благотворительности". А теперь это будет делать еще проще.
Сейчас благотворительные пожертвования компаний могут производиться только из чистой прибыли. Решение может принять только совет акционеров. При новом режиме решение о тратах на благотворительность сможет принимать менеджмент.
В 2011 году бизнесмены направили на благотворительность, по оценкам экспертов, около 150 млрд рублей. Крупнейшими благотворителями в России являются "Газпром", "Транснефть" и "Роснефть". Например, в 2011 году "Роснефть" потратила на благотворительность более 12 млрд рублей. Примерно столько же потратил и "Газпром".
Правда, значительная часть этих пожертвований не вполне добровольны – например, когда из чувства социальной ответственности по просьбе чиновников перед выборами нужно построить поликлинику или жилой дом или вложить деньги в хоккейную команду.
Есть и другие примеры. "Транснефть" в 2011 году потратила на благотворительность 6,7 млрд рублей. 5,5 млрд было направлено во Владивосток, в благотворительный фонд Константиновский, в частности на строительство океанариума на острове Русский.
Оппозиционно настроенные наблюдатели к щедрым пожертвованиям российских госкомпаний на благотворительность относятся настороженно. В частности, миноритарий "Транснефти" Алексей Навальный ранее заявлял, что компания тратит на благотворительность огромные деньги и при этом не раскрывает данные по этой статье, то есть неясно, куда эти деньги идут.
"Компания "Транснефть" в прошлом году потратила на благотворительность семь миллиардов сто девяносто три миллиона рублей, триста миллионов долларов США. Это очень щедрое пожертвование, ведь в том же году на ремонт и поддержание всех нефтепроводов "Транснефть" потратила всего шесть миллиардов рублей. То есть благотворительность для "Транснефти" важнее, чем нефтепроводы, несмотря на то, что заниматься нефтепроводами - главная и единственная задача "Транснефти"", - писал Навальный еще в 2008 году.
"У многих людей, связанных с благотворительностью, я спрашивал про "Транснефть". Но ин разу я не встретил человека, который бы знал судьбу хотя бы малой части благотворительных денег "Транснефти", - продолжил Навальный, - "Транснефть" заявляет, что это конфиденциальная информация. Может госкомпания конфиденциально выделить триста миллионов долларов на благотворительность? Мне кажется - нет". С тех пор, по данным оппозиционеров, ситуация сильно не изменилась.
Уже в текущем году представители РосПила заявили о неэффективности управления госкорпорациями и необходимости создания специального госоргана по "наведению порядка" в них. В последние годы прибыль, например, "Транснефти" росла, а дивиденды сокращались, пишет Навальный. При этом компания потратила почти полмиллиарда долларов на благотворительность. Навальный сомневается, что это действительно благотворительность, и намекает на то, что многомиллионные перечисления (данные о которых не раскрывались акционерам) получают "свои люди".
Экспертное сообщество инициативу МЭРТа приветствует. "Сейчас бизнес выделяет деньги на благотворительность из чистой прибыли, то есть из своего кармана. Любое поощрение, любое послабление – это благо", - отмечают представители фонда AdVita.
Что же касается возможного использования этой схемы для уклонения от уплаты налогов, то это вопрос к правоохранительным органам, которые для того и существуют, чтобы проводить проверки и пресекать подобные попытки, отмечают представители AdVita.