Ледокол на 37 млрд рублей

Автор фото: Кульгун Андрей

"Балтийский завод" отчитался о получении самого крупного в новейшей истории петербургского судостроения заказа на строительство атомного ледокола примерно за 37 млрд рублей. Заказ был получен от "Росатома" только после того, как государство окончательно взяло контроль над некогда частным предприятием и очистило его от долгов. Если все пойдет успешно, "Балтийский завод" сможет утроить этот заказ и стать самой богатой судостроительной верфью России.

  В официальном заявлении ООО "Балтийский завод - судостроение" указывается, что решение о признании его исполнителем этого крупного заказа ФГУП "Атомфлот" (структура "Росатома") принял еще 3 августа, в пятницу. Как выяснилось, "Балтийский завод" стал единственным предприятием, чья заявка была допущена к конкурсу. Он был признан не состоявшимся, а "Балтийский завод" был объявлен исполнителем контракта как единственный участник.
  Конкурсная сумма контракта - 36,959 млрд рублей - из-за этой коллизии не сократилась ни на копейку.
  Строительство новых атомных ледоколов  было запланировано еще в федеральных целевых программах средины 2000-х гг. В 2009 г. был подготовлен технический проект ледокола мощностью 60 МВт. Таких судов планировалось построить 3 штуки. В планах Минтраса значились разработка и строительство самого большого в истории атомного ледокола мощностью 110 МВт. Кроме того, планировалось строительство семи крупных дизель-электрических ледокола (по 25 МВт) и несколько небольших портовых. Общая программа обновления ледокольного флота еще недавно оценивалась в 97 млрд рублей, теперь же уже понятно, что эта сумма будет гораздо больше.
  "Балтийский завод" - почти монопольный строитель атомных ледоколов в СССР-РФ. Из девяти судов такого класса шесть было построено именно на этом заводе, а еще для двух он делал силовые установки. Однако когда в конце 2000-х гг "Росатом" и Минтранс начали определять, кто будет исполнять масштабную. программу модернизации атомного флота, оказалось, что первенство "Балтийского завода" очевидно не всем.
  Скорее всего, главной причиной этих сомнений были разногласия между владельцами завода и чиновниками. Крупнейший пакет его акций принадлежал структурам Межпромбанка миллиардера Сергея Пугачева. За то время, пока он владел предприятием, объем полученных заказов казался не очень большим по сравнению с амбициями заводских специалистов. Да и те заказы, что были получены можно было назвать проблемными - их финансирование периодически приостанавливалось, кое-где заказчик (в том числе, государство) переставало платить, и завод погрузился в череду судебных разбирательств. В итоге финансовое положение "Балтийского завода" пошатнулось. Дошло до того, что уже были обнародованы планы по застройке территории завода жильем и офисами. Однако до того не дошло, хотя рабочим периодически задерживали зарплаты и после очередной угрозы забастовки решать проблемы предприятия приезжал лично тогда еще премьер РФ Владимир Путин.
  Именно он объявил о новой программе финансового оздоровления предприятия путем создания "пустого" ООО "Балтийский завод - судостроение", которому достались все производственные мощности и основная часть персонала. ОАО "Балтийский завод" с долгами в 13-15 млрд рублей осталось, по сути, один на один со своими кредиторами. Цена такого решения названа не была, но вполне прочитывалась. За согласование такой сомнительной схемы ухода от выплаты долгов Сергей Пугачев, вероятно, должен был без проблем и по дешевке отдать предприятие государству.
  Процесс этот был не быстрым, и банкир, видимо еще поторговался, но в итоге в конце июня госкорпорация "Объединенная судостроительная корпорация" объявила о покупке 88% ОАО "Балтийский завод" за 224 млн рублей. Именно тогда, видимо, были окончательно прекращены все разговоры о том, что заказа на строительство ледоколов может уйти к северодвинскому "Севмашу". У него, получается, даже не приняли заявку.
  Прекращаются теперь, видимо, и все разговоры о переезде "Балтийского завода" с Васильевского острова. Потенциальные планы по застройке его площадки в 65 га могли принести по самым амбициозным подсчетам $2 млрд. Тогда как если у предприятия все сложится с программой обновления атомного флота, доходы от профильной деятельности могут оказаться гораздо выше.