Твоя будущая профессия

Твоя будущая профессия

  Собери машину с нуля!
Автомобилей на душу населения становится всё больше и больше. Машина сегодня — это уже действительно не роскошь, а средство передвижения. Появились семьи, в которых не одно, а два авто.
Удивляться нечему: отечественное и зарубежное автомобилестроение не стоит на месте — появляются новые модели, усовершенствуются старые, растут объемы производства.
Стоит поставить в пример Петербург, где за пять последних лет открылись два крупнейших предприятия по производству автомашин. Напомню, в декабре 2007 года начал работу первенец петербургского автомобильного кластера — завод Toyota Motor Manufacturing Russia. А сегодня уже развернут целый сектор сборки и производства автокомпонентов, который совместно с аналогичными предприятиями Ленинградской области постепенно перерастает в полноценный автомобилестроительный кластер. Уже развернуты заводы General Motors, Toyota, Nissan, Hundai, Yarovit Motors…
В ноябре 2010 года петербургское автомобилестроение получило новый вектор развития. Компания «Скания — Питер» открыла в Шушарах завод по производству грузовых автомобилей и стала первой иностранной компанией, приступившей к полномасштабному производству грузовой коммерческой техники в Северо-Западном регионе России. В октябре нынешнего года также в Шушарах компания «МАН» откроет свое предприятие по производству грузовиков. А это еще несколько сотен новых рабочих мест, добрая половина из которых — рабочие специальности. Как обещают немцы, работы хватит всем желающим.
В сельском хозяйстве также используется немало машин, работа которых и ремонт требуют определенных знаний и умений. Сельхозтехника, все автомобили — хоть иностранные, хоть российские — нуждаются в обслуживании. Поэтому и число автосервисных мастерских в нашем городе растет в геометрической прогрессии. И там тоже нужны умелые рабочие руки. Так что самое время идти учиться по специальности «Автомобиле- и тракторостроение».
  Пусть меня научат…
Получить такое образование в Северной столице можно в двух техникумах и одном колледже. Один из них — многолетняя кузница кадров Кировского завода — Ленинградский машиностроительный техникум имени Ж.Я. Котина. Как рассказал его директор Михаил Демьяненко, выпускники техникума успешно трудятся не только на легендарном Кировском, но и на иностранных заводах — участниках автомобильного кластера.
«Автомобиле- и тракторостроение — это область инженерной науки и техники, включающая средства, методы и способы создания машиностроительных изделий: автомобилей, тракторов, комбайнов, мотоциклов, сельскохозяйственных машин и других видов техники. На деле это работа творческая, — уверяет Михаил Михайлович. — Мы готовим классных техников, учим ребят на звук чувствовать работу автомеханизмов, уметь запустить «сердце» любой машины. После второго курса наши студенты уже имеют представление о конструировании, сборке и обслуживании автомобилей, знают технологию изготовления деталей. А выпускники могут успешно управлять современными техническими системами».
А Наталья Земских, заместитель директора по учебной работе Невского машиностроительного техникума, считает, что с увеличением количества автомобилестроительных предприятий в Санкт-Петербурге и всеобщим переходом предприятий на автоматизацию процесса такие специалисты будут скоро совсем нарасхват.
«Сегодня мы уже готовим студентов по схеме «Есть спрос — есть предложения». Мы видим, как в последние годы спрос на эту профессию повышается. И уверяю вас, система СПО реагирует. Например, наш Невский машиностроительный техникум каждый год набирает группу, а то и две по специальности «Автомобиле- и тракторостроение» (АТС), — рассказала Наталья Земских. — Уже во время обучения студенты проходят практику на автомобилестроительных предприятиях города. После окончания обучения ребята успешно трудоустраиваются и на заводы, и на СТО. А от заводов Hyundai и «Магна-Шушары» в последнее время поступают заявки не просто на практикантов, а на подбор сотрудников».
Несколько слов о своей специальности «Автомобиле- и тракторостроение» сказали студенты Невского машиностроительного техникума Д. Родионов и М. Селезнев. Так, ребята отметили, что на лекциях преподаватели всегда используют макеты. «Их сделали выпускники нашего техникума. Их много — начиная от коробки передач и заканчивая трактором. После таких наглядных пособий, — убеждены студенты, — потом на заводе не страшно подойти к настоящим механизмам. А на практику нас забирают, что называется, с руками и ногами, к тому же предлагают дальнейшую карьеру на предприятиях. Это и небольшие сервисы, и такие предприятия, как Volvo, ОАО «Звезда».
Отметим, что выпускников техникумов и колледжа с удовольствием берут и в профильные вузы. Если есть желание не просто разбирать-собирать-ремонтировать, а еще и создавать-проектировать, то имеет смысл продолжить обучение в Санкт-Петербургском политехническом университете или в Санкт-Петербургском морском техническом университете.
  Работа ждет
Согласно одному из основных тезисов Концепции социально-экономического развития Петербурга до 2020 года, наш город станет лидером в России по экспорту промышленной продукции. Поэтому в нашем городе будут представлены наилучшие возможности для получения образования и последующей самореализации. Безусловно, одно неотделимо от другого. Бизнес должен делать социальный заказ учебным учреждениям на подготовку именно востребованных кадров. И бизнес уже активно формирует такие заказы — сегодня практически все производственные предприятия нуждаются в первую очередь в квалифицированных рабочих. Не исключение и автомобилестроительная отрасль.
«Техники архинужны!» Именно такими словами охарактеризовали потребность в выпускниках средних профессиональных учебных заведений в службе по персоналу ОАО «Звезда». Это предприятие — крупнейший в России производитель легких компактных высокооборотных дизельных двигателей многоцелевого назначения. Оно работает с 1932 года. И все 80 лет работы предприятие остается лидером отечественного дизелестроения.
«Наше производство сегодня высокотехнологично. Конечно, ребятам очень интересно попробовать себя в деле. И мы это видим, поэтому даже второкурсников сразу ставим за новые станки с числовым программным управлением, — рассказывает начальник службы по персоналу ОАО «Звезда» Галина Стяжкова. — После успешного прохождения практики мы присваиваем студентам разряд одной из рабочих специальностей. Есть у нас на это соответствующая лицензия Министерства образования Российской Федерации. А с четвертого курса студенты могут работать уже технологами».
Галина Львовна рассказала и о том, что уже на сентябрь этого года составлены и утверждены списки практикантов, которые придут из Невского машиностроительного техникума. Ребят ждет не только работа, но и участие в корпоративной спартакиаде к Дню машиностроителя. «Пусть сразу почувствуют себя частью трудового коллектива, — объясняет Галина Стяжкова. — Потом, после окончания техникума, их уже тянуть к нам будет».
Поделилась Галина Львовна и своей мечтой. Начальнику службы по персоналу ОАО «Звезда» больше всего хочется, чтобы Госдума и Минобороны пересмотрели варианты альтернативной службы: чтобы призывников посылали не только в больницы, но и на предприятия, которые выполняют заказы для оборонного комплекса России. И тогда выпускники техникумов с удовольствием придут служить-работать на такие предприятия. И не на три, а на все пять лет.
Как бы там ни было, все мы верим, что в ближайшие десять лет высокотехнологичная промышленность и связанная с ней научно-исследовательская деятельность станут базовыми отраслями экономики и выступят лидерами экономического роста России. А автомобилестроение уже сегодня — высокотехнологичное прибыльное производство.
  Светлана Долгова
  На заметку 
Обучение по специальности «Автомобиле- и тракторостроение» ведут следующие учебные заведения СПО Санкт-Петербурга:
Невский машиностроительный техникум (ул. Бабушкина, 119);
Ленинградский машиностроительный техникум имени Ж.Я. Котина (пр. Стачек,  72);
Санкт-Петербургский автотранспортный и электромеханический колледж (ул. Салова,  63).
  Наша справка 
Выпускники ссузов по специальности «Автомобиле- и тракторостроение» могут занимать должности мастера производственного участка, старшего мастера, контрольного мастера, конструктора, технолога.
  Любопытно 
Согласно официальной статистике, в 2011 году в Петербурге только легковых автомобилей было собрано около 80 тысяч штук. А по заявленным планам к 2015 году таковых будут собирать около 630-650 тысяч штук.