Туристам устроят рай

Городские власти намерены в течение 5 лет увеличить оборот туристической индустрии до 280 млрд рублей и поток туристов до 8 млн человек.

Самые острые проблемы туристического бизнеса Петербурга обсудили в пятницу сразу на двух площадках. В Смольном прошло заседание Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе, одновременно на Васильевском острове собрался Конгресс рестораторов и отельеров. Георгий Полтавченко был настроен решительно: глава города планирует, что оборот туриндустрии в Петербурге за 5 лет увеличится со 115 млрд до 280 млрд рублей в год, а поток туристов вырастет с 5,5 млн до 8 млн человек.
Сергей Корнеев (ранее возглавлял региональное отделение РСТ), впервые выступая в Петербурге в чине директора департамента туризма и региональной политики Министерства культуры, рассказал о грядущих переменах в законодательстве. "Готовят поправки в закон о туризме: муниципалитетам и властям районов добавят полномочий по развитию и поддержке туризма", — сказал чиновник, отмечая, что это придется очень кстати. По его наблюдениям, в городе самопроизвольно уже зародились туристические кластеры — рестораны, турфирмы, транспортные компании, расположенные на одной территории. Они самостоятельно объединяются в партнерства и оживляют туристический поток на месте, издают карты своих услуг и т.д. Такие примеры есть в Новой Голландии, Петергофе и т. д. "Районы должны их всячески поддерживать, хотя бы информационно", — рекомендует Сергей Корнеев. Также он предложил губернатору создать загородные автостоянки для российских туристов из других регионов — своеобразные транспортные лакуны для путешественников. Они должны быть снабжены всей необходимой инфраструктурой и рассчитаны на туриста, который оставит автомобиль в надежном месте и поедет осматривать город на другом транспорте.
В свою очередь  Елена Церетели , глава общественного совета, просила губернатора разобраться с проблемой гидов–переводчиков: почти 3 тыс. специалистов вынуждены работать в городе полулегально. Она попросила губернатора дать соответствующие распоряжения комитетам по культуре и по стратегическим инвестициям. Губернатор этот вопрос никак не прокомментировал, но сделал пометки в блокноте.
Тем временем в отеле Sokos в Биржевом пер. проходил ежегодный Конгресс рестораторов и отельеров Северо–Запада России, собравший несколько сотен компаний.
Из–за того что обе встречи начались в одно время, не все потенциальные участники доехали на конгресс, и зал был полупустым. Тем не менее поднятые темы находили живой отклик у присутствующих, касались ли они новых трендов и тенденций на рынке или барьеров и угроз.
Николай Щербаков, президент Национальной ассоциации гостеприимства, привел свежие данные о рынке общественного питания: в Петербурге в 2011 году его объем составил 50,6 млрд рублей, в России — примерно 903 млрд рублей. При этом в Северной столице 30% рынка общепита занимают заведения фастфуда.
Алексей Мусакин  , директор петербургского филиала Российской гостиничной ассоциации, рассказал, что одним из трендов в гостиничном бизнесе Петербурга является сокращение потока деловых туристов. Причина как в том, что компании стараются уменьшить свои издержки и свести пребывание деловых туристов в городе к минимуму, так и в новой, более развитой транспортной инфраструктуре, наличии "Сапсана", который курсирует между столицей и Петербургом несколько раз в день. "Если раньше человек приезжал в командировку, решал все дела за день и еще 2 дня наслаждался видами Петербурга, то теперь он садится на "Сапсан" в тот же день и уезжает", — с горечью отметил Алексей Мусакин. Еще одним трендом является то, что при выборе гостиницы люди ориентируются уже не только на цену или звездность. Отель, если хочет выжить, должен как–то выделиться на общем фоне, предложить постояльцу комплекс услуг, учесть его специфические предпочтения. "Сейчас понятие звездности размывается и ничего больше не говорит клиенту", — отметил Алексей Мусакин. Всего сейчас в городе 28 тыс. гостиничных номеров (без учета мини–отелей и хостелов).
От трендов перешли к проблемам. Одна из них — отсутствие собственной парковки у отелей, особенно это касается центра города. Гостиницы не имеют своих парковок и пытаются самостоятельно выгораживать территории.
Еще одна проблема — отсутствие календаря городских событий. "В этом году в июне был просто кошмар! Сразу несколько мероприятий: и "Алые паруса", и форум, и конгрессы — проходили в одно и то же время", — сетуют отельеры.