На складах Петербурга не востребовано до 60% металлопроката

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Металлотрейдеры ожидают роста продаж всего в 2-3%. Пока же на складах не востребовано до 60% металлопроката.

Больше половины всего рынка Северо-Западного региона делят между собой "Металлокомплект-М - Петербург" ("МКМ-Петербург") (около 15%), "Мечел Сервис" (около 14%), ТД "Северсталь Инвест", "Евраз Металл Инпром", ТД "ММК", "Тиссен­Крупп Материалс", "Металлсервис", "Металлоторг", "Севзапметалл", ПКФ "Санк" и ТД "Санеста Металл". Компании располагают от одной до четырех металлобаз. Помимо того, средние и мелкие игроки также располагают либо собственными небольшими площадями по хранению, либо арендуют их у более крупного бизнеса. Площади оборудованы крановым хозяйством и подъездными железнодорожными путями. Александр Романов, президент Российского союза поставщиков металлопродукции, оценивает общероссийский рынок металлопроката в $40 млрд в год, при этом на долю Петербурга и Ленобласти приходится около $?4 млрд ежегодно. Владислав Лысков, директор по коммерции ООО "Фирма "Севзапметалл", оценивает среднегодовую емкость рынка черного металлопроката и труб в Петербурге в 1,5 млн т. "При этом около 40% от общего объема поступает к потребителям напрямую от комбинатов-производителей, остальное реализуется через склады металлотрейдеров", - поясняет он. По оценкам экспертов, на настоящий момент склады трейдеров в Петербурге хранят около 200 тыс. т металлопроката. При этом, по мнению некоторых участников рынка, на металлобазах города и области не востребовано до 60% проката. Приемлемой же ситуацией считается, когда только около 20% продукции склада приходится на низколиквидную продукцию.
Европейский кризис повлиял на снижение экспорта, из-за чего металлургические комбинаты вынуждены выводить невостребованные объемы на внутренний рынок. Вместе с этим с начала года трейдеры отмечают снижение роста спроса на продукцию. "Темпы прироста объемов производства превышают темпы продаж. Так, если производство растет на 6-15%, то продажи изменятся от отрицательных значений до 5-7%-ного прироста", - отмечает Василий Копосов, специалист отдела инвестиционного моделирования ЗАО "ИК "Энергокапитал".
По оценкам специалистов, строительная отрасль, в том числе жилищное строительство, потребляет около 60-70% проката, около 20% потребляет промышленность. Как поясняет Владислав Лысков, в жилищном строительстве на 1 м2 недвижимости приходится от 50 до 100 кг черного металла. В прошлом году в Петербурге введено 2,705 млн м2 жилья, в этом году комитет по строительству ожидает рост объемов строительства не более 5%.
"Недостаточное финансирование и задержки прихода бюджетных средств, а также сложности у строительных компаний с получением кредитов, дорогое ипотечное кредитование для населения и отсутствие достаточных средств у населения для улучшения жилищных условий - все это сказывается на снижении темпов роста строительного рынка и существенно влияет на рынок металлопроката", - считает Арсен Бенглянц, директор петербургского филиала "Металлокомплект-М". "Основная проблема сегодня - это отсутствие растущего спроса. Отложена реализация крупнейшего инвестпроекта - Орловского тоннеля, относительно медленно строится ЗСД, неизвестно, когда начнется строительство "Лахта Центра". А эти и подобные стройки обеспечивают потребление практически всего ассортимента продукции", - добавляет Николай Жилин, коммерческий директор филиала ОАО "Евраз Металл Инпром" в Санкт-Петербурге.
Несмотря на то что I квартал 2012 года по видимому потреблению превысил уровень аналогичного периода 2011 года, в целом существенного роста рынка в "МКМ-Петербург" не прогнозируют.
"В этом году все участники рынка ждут роста не более чем на 2-3%", - отмечает Александр Романов. Николай Жилин опасается повторения ситуации 2008-2009 гг. При пессимистичном сценарии осенью можно ожидать ухода с рынка некоторых компаний. Но есть и оптимистичный вариант. Он будет возможен либо благодаря росту внутреннего потребления, либо рост экспорта предотвратит эффект перепроизводства и перенасыщения металлом, когда предложение намного превосходит спрос, замечает Денис Бонарт, начальник отдела маркетинга ООО "ТиссенКрупп Материалс".