Дмитрий Месхиев: "Я все начинаю с белого листа"

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

В интервью dp.ru новый председатель комитета по культуре СПб Дмитрий Месхиев говорит, каково ему на чиновничьем посту, делится своим видением судьбы "Ленфильма" и обещает быть незлопамятным в отношении киношников, успевших раскритиковать его.

Как отреагировали коллеги по творческому цеху на то, что вы сменили режиссерское кресло на чиновничье?
— Честно вам скажу, очень многие удивлялись, почему я бросил режиссуру и продюсирование и ушел работать в совершенно иную сферу, и это при том, что у меня не было недостатка в работе. Я был, мягко говоря, успешный человек в своей профессии. Некоторые восприняли мой выбор так: "Молодец! Это же интересно!" Я правда пошел работать в комитет по культуре потому, что мне это интересно. Моя жизнь и судьба развернулись на 90 градусов. Очень неожиданная ситуация, потому что я не планировал идти на чиновничью должность и руководить культурой. Кстати, около 6 лет назад мне уже предлагали возглавить комитет, но тогда я категорически отказался. В итоге судьба распорядилась именно так. Я на это пошел и ничуть не жалею.
Вы продолжите снимать кино?
— Пока я здесь (в комитете), я не буду снимать кино категорически. Это вещи несовместимые. Чтобы создать фильм, нужно бросить все минимум месяцев на десять. Как вы себе это представляете? Это невозможно, иначе мне просто нечего делать на новом месте.
А творческой ломки не боитесь?
— Последнее время я работал в основном продюсером кино и телевидения. Я думаю, что еще ближайшие года два я буду возникать как продюсер в титрах того или иного фильма. Работу в комитете я воспринимаю как продюсерскую, поэтому у меня нет творческой ломки. Я говорю это абсолютно искренне. Моя задача — придумывать и вытягивать из деятелей культуры идеи проектов, а затем воплощать их в жизнь серьезно и надолго. Так что для меня это не чиновничья, а продюсерская работа. Да, меня ломает подписание бумаг, определенная несвобода, потому что я к ней не привык. Но в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Я должен соблюдать те правила игры, которые здесь установлены. Я человек команды и буду отстаивать интересы той команды, в которую пришел работать. Я так воспитан.
У Фридриха Шиллера есть такое высказывание: "Искусство божественно до тех пор, пока не служит власти". Не боитесь поддаться конъюнктуре?
— Я надеюсь, мне хватит ума, силы воли, чувства такта и желания делать кино, чтобы не поддаться. Все зависит от того, как к этому относиться. Если как к необычайному карьерному росту — это одно, а если как к продюсерской работе — это другое. Именно так я и отношусь: я пришел в комитет с тем, чтобы помочь в реализации крупных, серьезных культурных проектов. Это и есть продюсирование. Я не считаю себя чиновником в общепринятом смысле, не шел к этому по служебной лестнице. Себя считаю работником культуры, который пришел выполнять определенную работу. Не более того.
Какие задачи вы считаете приоритетными в работе?
— Наша главная задача — создать ряд крупных культурных проектов, которые были бы значимы как минимум в масштабах страны и успешно развивались бы долгие годы. Сейчас собираю различные предложения от деятелей культуры нашего города. Чем больше будет предложений, тем лучше.
Ваше назначение на пост раскритиковали Алексей Герман–младший, Алексей Герман–старший и Александр Сокуров. Главным аргументом является ваша позиция по поводу "Ленфильма". Какой вы видите его судьбу?
— Я никогда не выступал за приватизацию "Ленфильма". Я всегда был за создание государственно–частного партнерства, где контрольный пакет акций должен принадлежать правительству города. Власть должна поддерживать кино, но не полностью его содержать. Это тупик — сидеть на содержании государства и не думать о киноиндустрии. Кино должно себя как минимум окупать. В любую киностудию нужно инвестировать деньги, но если это деньги государства, то не существует механизма их возврата. Почему–то многие считают, что возвращать государственные деньги не надо.
Мы уже разработали концепцию передачи контрольного пакета акций "Ленфильма" городу. Пока киностудией интересовалась АФК "Система". Если появится другой инвестор, который предложит более удачные условия, будем работать с ним.
Теперь что касается коллег, которые недовольны моим подходом… У каждого известного художника может быть свое мнение. Они выражают его через СМИ — значит, так сочли нужным. Я не собираюсь раздувать скандал, время нас рассудит. Если мои коллеги, творчество которых я безмерно уважаю, придут ко мне и начнут что–то предлагать, я буду открыт для них. Более того, я сам надеюсь им что–то предложить. Я не помню старых обид и ссор. Я все начинаю с белого листа, и я хочу найти компромисс. Во всем мире компромисс — это благо, фраза "Мы пришли к компромиссу" — это достижение. У нас почему–то она звучит так: "К сожалению, пришлось пойти на компромисс".
Власть после выборов подверглась резкой критике, а результатом стали массовые протестные мероприятия. А что у вас вызывает протест в нынешней политической действительности?
— Эти протесты у меня вызывают однозначное неприятие: они ни на что не направлены, бесцельны. Быть недовольным — это просто, но этого маловато. Кого угодно можно обвинить в чем угодно, в том числе и в фальсификациях. Я был на избирательном участке в день голосования. Везде были наблюдатели, которые следили за происходящим. Так что же они–то все просмотрели? Это такая искусственно придуманная история, направленная на то, чтобы лишний раз взбудоражить людей.
Более того, я не вижу причин для каких–то протестов — в принципе. В нашей стране за последние 95 лет так никогда не жили, как мы живем сейчас.
Мы с супругой как–то стояли в пробке, и она заметила, что 90% автомобилей на дорогах иностранные и довольно дорогие. Так чем все эти люди недовольны? Это же правда, что люди стали жить лучше. Оглянемся на 10 лет назад и посмотрим, что было. Нравится? Я живу лучше, чем мои родители. Мои дети выросли приличными людьми, которые любят свою страну. Они здесь учатся, работают и никуда не собираются уезжать. Что же в этом плохого?