"Красная заря" попала под арест

Автор фото: "ДП"

Сделка по продаже здания "Красной зари" холдингу "Охта групп", которая могла положить конец многолетним проблемам предприятия, оказалась под угрозой из-за наложенного на него ареста.

Оборонное предприятие&;#160;"Красная заря" владеет пятью из семи этажей здания на Кантемировской ул., 4, площадью 4,2 тыс. м2. Верхние два этажа площадью 1,5 тыс. м2 находятся в собственности УК "Северен", принадлежащей группе петербургских бизнесменов, основателей известной петербургской телекоммуникационной компании "Северен телеком". Между компаниями-соседями больше года идет борьба за этот объект (см. "ДП" №128/11).
Изначально здание принадлежало ФГУП "Красная заря" целиком. Но в 2003 г., задолжав несколько миллионов рублей по зарплате, предприятие продало с молотка 6-й и 7-й этажи общей площадью 1,5 тыс. м2. После цепочки сделок, последовавшей за аукционом, помещения оказались в собственности УК "Северен". С тех пор там базируется ООО "Северен телеком", чья вывеска на крыше здания хорошо видна с Невы.
Меж тем, расплатившись с коллективом, "Красная заря" влезла в новые долги: в 2006 г. предприятие не смогло расплатиться по кредиту 13 млн рублей перед Энергомашбанком. В результате за него по соглашению с тогдашним директором "Красной зари" расплатилась УК "Северен". В 2008-2010 гг. "Северен" взыскал долг с процентами (26 млн рублей). К тому времени собственники этой компании продали свой телекоммуникационный бизнес Ростелекому и с тех пор сдают помещения в аренду бывшей "дочке".
В начале 2011 г. у них появилась возможность получить еще часть здания: приставы арестовали 4-й и 5-й этажи общей площадью около 1,5 тыс. м2 и выставили их на торги с начальной ценой 28 млн рублей. По оценке Colliers International, на тот момент объект стоил не менее 45 млн рублей. Но после вмешательства государства в лице замминистра промышленности и торговли Дениса Мантурова аукцион, назначенный на август 2011 г., был остановлен.
Сначала государство планировало погасить долги "Красной зари" за счет прямой субсидии. Но затем от этой идеи в министерстве отказались, предоставив предприятию выкручиваться самостоятельно. В результате после долгих переговоров весной 2012 г. была достигнута договоренность о продаже здания по рыночной цене.
"У нас в Петербурге, кроме "Красной зари", шесть предприятий, около 40% площадей у них пустует, - объясняет причину компромисса советник генерального директора холдинга "Системы управления" Игорь Елисеев. - Так что мы вполне можем себе позволить просто перевести научные и производственные мощности в другие помещения, чтобы избежать банкротства стратегического предприятия".
По его словам, 1 м2 в этом здании эксперты (АН "Бекар") оценили в 25 тыс. рублей, а весь имущественный комплекс - в 100 млн. "Мы нашли покупателя за 127 млн рублей", - доволен Игорь Елисеев.
Покупателем оказался холдинг "Охта групп". "Один мой хороший знакомый сказал, что есть неплохое здание под бизнес-центр, - говорит президент "Охта групп" Владимир Свиньин. - Я съездил, посмотрел - действительно, интересное здание". После этого был заключен предварительный договор купли-продажи. Был проведен первый платеж - 80 млн рублей. "Красная заря" погасила все свои долги. Со счетов снят арест, и она снова работает", - говорит Игорь Елисеев.
Стороны планировали закрыть сделку в июне 2012 г. Но для них стало сюрпризом, что все имущество "Красной зари" арестовано постановлением Выборгского районного суда по ходатайству Следственного управления МВД. Это было сделано в рамках уголовного дела, фигурантом которого является бывший гендиректор "Красной зари" Владимир Родионов, при котором предприятие оказалось в предбанкротном состоянии. ОАО "Красная заря" в этом деле признано потерпевшей стороной. "Это абсурд - арестовывать имущество потерпевшего! - возмущен Игорь Елисеев. - Я с таким сталкивался один раз, 4 года назад. Но тогда следователь работал на рейдеров, которые уже сидят".
Юристы госконцерна обжаловали арест в суде и написали в прокуратуру. Прокуроры вынесли представление об устранении нарушений закона, но этот документ едва ли позволит снять арест. Суды по таким делам - даже успешные - могут затянуться на полгода-год. "С такими рисками я уже сомневаюсь в выгодности своих вложений в это здание", - опасается Владимир Свиньин.
Подчас именно благодаря таким действиям правоохранительные органы вмешиваются в рыночные процессы. И это делает их фактически операторами рынка. Нередки случаи, когда один арест может легко сломать все сделки, о которых удалось договориться сторонам, погубить предприятие. Прокуратура только скажет им "ай-ай-ай", а суд будет рассматривать иски об отмене ареста минимум полгода. Тем временем начнется банкротство предприятия, и у всех участников процесса сильно усложнится жизнь. Но в то же время, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, следователь вправе самостоятельно отменить арест, если участники процесса смогут убедить его в необходимости такого шага.
Павел Лепшин
Адвокат
Между тем, отмечают эксперты, если сделка сорвется, у "Красной зари" будет один выход - банкротство, в котором единственным кредитором будет "Охта групп". В этом случае здание все равно будет продано с молотка, но сохранить оборонное предприятие уже не удастся.