В город придут цветоматы

Автор фото: Flower Factory
цветомат Flower Factory

Московская компания "Фиоре" установит в Петербурге автоматы по продаже цветов.

Цветоматы — это вендинговые автоматы с цветами. Выйти на петербургский рынок компания планирует осенью 2012 года. Как и в Москве, в Петербурге цветоматы будут устанавливать в супермаркетах, торговых и офисных центрах, и других местах, где потребителям могут понадобиться цветы. Сейчас компания занимается поиском площадей. Точное количество цветоматов, предназначенных для Петербурга, пока неизвестно, кроме того, компания рассматривает возможность развивать сеть в том числе через продажу франшизы.
В Москве компания установила уже 20 цветоматов под брендом Flower Factory — в торговых центрах "Афимолл Сити", "Золотой Вавилон", а также в нескольких супермаркетах "Перекресток" и "Седьмой континент". До конца года фирма вложит в московскую сеть $ 10 млн. Каждый цветомат предлагает на выбор 18 букетов.
"Аппарат оснащен системой климат-контроля, все букеты хранятся в упаковках со специальным каркасом и антибактериальным раствором, которые позволяют букетам стоять без вазы и сохранять цветы свежими несколько дней", — говорит Михаил Калинин, управляющий директор ООО "Фиоре".
По его словам, для этого было разработано программное обеспечение, которое позволяет в режиме реального времени видеть не только наличие цветов в аппарате, но и срок их хранения.
"По истечению срока хранения букетов в цветомате, о чем система нам сигнализирует, наш мерчендайзер меняет их на новые. Обслуживание цветоматов осуществляется ежедневно", — рассказывает Михаил Калинин. В автоматах представлены букеты разных ценовых категорий: 800, 1,500 и 2 тыс. рублей. Цена зависит от цветов, их количества и дизайна. Аппараты компания закупает в Европе, являясь эксклюзивным партнером европейского производителя по развитию сети в России и СНГ.
"В целом все зависит от спроса — это должны быть места с высокой концентрацией целевой группы, правильно подобранное предложение, цена, реклама и качество продукта", — говорит Илья Черноок, учредитель ООО "Вендито", эксклюзивный дилер российского производителя автоматов — компании "Уникум" Бориса Белоцерковского.
Эксперты сходятся во мнении, что автоматизирование сервисной составляющей в розничном секторе входит в повседневную жизнь россиян.
"Остановить процесс не в силах ни мнения скептиков, ни незрелость рынка автоматизированных услуг", — отмечает Элина Короткова, директор по маркетингу ЗАО "Почтомат" (компания развивает федеральную сеть почтоматов).
По ее словам, безусловно, найдутся те покупатели, которые хотели бы составить при помощи профессионального флориста уникальный, индивидуальный букет. "Но сумасшедший темп жизни в столицах не всегда дает их жителям такую возможность", — добавляет она.
Михаил Калинин отмечает, что компания намерена потеснить петербургских игроков. "Мы уже видим, что цветоматы является достойными конкурентами традиционному цветочному ритейлу. Преимущество состоит в удобстве покупки, свежести, большом выборе и модном дизайне букетов", — утверждает Михаил Калинин.
Цветочный рынок Петербурга эксперты оценивают в $185–220 млн.
В фирме рассчитывают, что ежедневно автомат с цветами будет продавать 4-5 букетов. По оценкам экспертов стоимость каждого цветомата - более 200 тыс. руб.
В компании "Цветомания" отмечают, что цветоматы вряд ли составят конкуренцию существующим традиционным форматам. "Это совершенно другой сегмент, людей нужно приучать к покупке через автоматы. А для хранения в них цветов нужны особые условия», - говорят в "Цветомании". Представитель "Цветомании" Иван Алехин считает, что московская сеть ошибочно выбрала место для размещения цветоматов в торговых и бизнец-центрах.
"Букет в автомате по определению не может стоить дорого. Поэтому нужно выбирать места с высокой проходимостью - возле метро. Нужно установить цену 500, максимум 1 тыс. рублей и ориентироваться на большой поток", - рассуждает он. "При этом, автоматы лучше размещать внутри станций метро - это обеспечит охрану", - добавляет он. По словам Ивана Алехина, в торговых центрах или бизнес-центрах загрузка автоматов будет на 100 %, а реализует компания не более 30 % товара.