Бюджет оказался не резиновым

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

После смены власти в Петербурге изменилось отношение ко всем инвестиционным проектам, а от некоторых и вовсе отказались.

Весной 2012 городской бюджет подвергся серьезной корректировке. Доходы были урезаны на 10,8 млрд рублей, расходы - на 10,4 млрд. В связи с этим под угрозой оказались некоторые городские инвестпроекты. Стройки федерального уровня пока чувствуют себя спокойно.
Федеральный бюджет, впрочем, тоже не стремится увеличивать свои расходы. Видимо, именно поэтому удачным примером реализации государственно-частного партнерства назвала спикер Совета Федерации, экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко проект развития аэропорта Пулково - он строится без вложения бюджетных средств. В декабре 2011 г. ООО "Воздушные ворота Северной столицы" начало строить главное здание пассажирского терминала, северной посадочной галереи, а также двухуровневой эстакады. Их достроят к концу 2013 г. Весной 2012 г. начались работы на привокзальной площади аэропорта. После ввода в эксплуатацию нового пассажирского терминала до конца 2014 г. должен быть реконструирован действующий терминал Пулково-1. Общая стоимость первой очереди - 1,2 млрд евро.
Активно ведутся работы на Западном скоростном диаметре. Как рассказал председатель комитета по развитию транспортной инфраструктурыБорис Мурашов, в середине июля откроют южный, а в конце года - северный участок трассы. Правда, с вводом новых участков будет расти и плата за проезд по ней. К концу мая - в июне также планируется финансовое закрытие сделки по созданию и эксплуатации ЗСД на основе ГЧП, сообщил председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектамАлексей Чичканов. Полностью магистраль достроят в 2015 г.
Между тем правительство Петербурга решило не строить Орловский тоннель. При этом город не хочет отказываться от 15 млрд рублей, которые должны­были быть выделены на него из инвестфонда. В правительство направлен запрос с просьбой оставить эти деньги в городе - их хотят пустить на строительство ЗСД.
Вместо тоннеля, видимо, появится мост: в 2012 г. власти планируют объявить конкурс на проектирование двух скоростных трасс. В составе одной из них в створе Арсенальной ул. и появится мост, соединяющий Выборгскую сторону с центром. А вот на Ново-Адмиралтейский мост денег в бюджете, который был серьезно урезан, не нашлось.
В прошлом году наконец замкнулось кольцо КАД - после открытия подводного тоннеля между Кронштадтом и Бронкой. Всего с 1998 г., по данным Дирекции по строительству транспортного обхода, в КАД было вложено более 130 млрд рублей.
Такая масштабная автомагистраль требует постоянного внимания, а растущий поток машин заставляет думать о ее дальнейшем расширении. Так, рассматривается вопрос о расширении северного участка до шести полос и строительстве новых развязок. По мнению заместителя гендиректора ЗАО "Петербург-Дорсервис" Валерия Пономарева, уже есть необходимость строительства второй кольцевой. "Когда к КАД-1 будут подключены все строящиеся магистрали, она превратится в обычную городскую магистраль, скорость на которой будет уже не 110-180, а 60км/ч", - говорит он. Но на КАД-2 ни в одном из бюджетов денег пока не заложено.
Пробуксовывают не только транспортные проекты. Например, до сих пор не определена судьба "Невской ратуши"  - правительственно-делового комплекса в Дегтярном пер. (инвестор - "ВТБ-Девелопмент"). Предполагалось, что туда переедут комитеты городской администрации, затем комитету по образованию предложили подумать о размещении здесь Дворца науки и техники для школьников, а комитет по культуре предложил создать интерактивный музей. Переедут ли туда чиновники, определится летом 2012 г.
Вновь откладывается завершение футбольного стадиона на Крестовском острове. Если раньше назывался 2013 г., то теперь чиновники Смольного обещают достроить его в 2014 г. В мае Главгосэкспертиза согласовала техническую часть, теперь необходимо утвердить смету. Максимальная стоимость строительства оценивалась в 33 млрд рублей, губернатор СПб Георгий Полтавченко выражал надежду, что строители уложатся в 22 млрд рублей. Но, по мнению некоторых экспертов, реальная стоимость составит не менее 40 млрд рублей. Георгий Полтавченко, выступая перед депутатами, обмолвился, что город будет добиваться федерального финансирования.
Год назад Валентине Матвиенко не удалось получить из федерального бюджета 9 млрд рублей на стадион. Впрочем, приближение чемпионата мира по футболу - 2018 делает шансы на получение средств все более реальными.
А вот здание второй сцены Мариинского театра все же достроят к концу 2012 г. Не должно помешать этому и то, что при проверке расходования средств федерального бюджета в 2009-2011 гг. Счетная палата недосчиталась 290 млн рублей. Зрителям новую сцену представят в мае 2013 г.