Владимир Путин представил проект федерального бюджета на 2013–2015 годы

Президент России Владимир Путин представил проект федерального бюджета на 2013–2015 годы. Новая версия документа заметно отличается от той, что год назад представлял Дмитрий Медведев.

В 2013–2015 годах власти РФ собираются повысить качество стратегического управления экономикой и общественными финансами. Для этого расходы и доходы должны быть приведены в четкое соответствие, несмотря на то что следующая "трехлетка" ожидается не самой благоприятной из–за ужесточения проблем в мировой экономике.
"Мы обязательно должны учитывать любые сценарии развития мировой и отечественной экономики, иметь инструменты и возможности для оперативного реагирования, поэтому прошу заложить в бюджет на будущий год достаточный резерв для реализации антикризисных мер", — заявил гарант российской Конституции.
Тем самым Владимир Путин, вслед за экс–главой Минфина РФ Алексеем Кудриным, председателем ЦБ РФ Сергеем Игнатьевым и главой Сбербанка Германом Грефом подтвердил, что кризис — не фантазия.
Расходы госбюджета на образование, науку, развитие инфраструктуры планируется увеличить, не слишком увлекаясь, а с параметрами пенсионной реформы определиться не позднее сентября. Судя по тому, что незадолго до этого говорил глава Минфина РФ Антон Силуанов, пенсионная реформа в России будет комплексной: возрастной порог будет поэтапно повышаться, пенсионеров будут стимулировать продолжать трудовую деятельность, а часть накоплений прокручивать в рамках масштабных проектов, в частности инфраструктурных. Предполагается, что дефицит бюджета ПФР в 2013 году в этом случае может сократиться на 86 млрд рублей, сообщила заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
Брешь в ПФР возникла вскоре после того, как Дмитрий Медведев в июне 2011 года решил снизить ставки страховых взносов с действующих 34 до 30% (обычная ставка на 2012–2013 годы) и до 20% (производственный и инновационный малый бизнес, некоммерческие организации).
В бюджетных планах на "трехлетку" значатся улучшение инвестиционного климата, поощрение деловой активности, меры адаптации к вступлению в ВТО и формирование информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Последняя призвана сделать бюджет прозрачным.
Что касается вступления в ВТО, то помощница президента Эльвира Набиуллина отметила в четверг, что местные предприятия могут получить поддержку в виде "незапрещенных субсидий". В частности, такие субсидии планируется предоставить сельхозпредприятиям, автопрому, сельхозмашиностроению.
Несырьевые секторы экономики России также получат отсрочку от повышения налогов. Хотя их будущность в свете выхода РФ на открытый рынок представляется туманной. Что касается льгот. Те из них, которые приводят к "недополучению доходов региональных и местных бюджетов", будут поэтапно отменяться.
При верстке федерального бюджета за основу, как и ожидалось, будут взяты цены на нефть за 5 прошедших лет. При этом ежегодно расчетный период будет увеличиваться на год. В перспективе цена на нефть будет оцениваться уже за десятилетие. Если фактическая цена черного золота окажется выше средней, то дополнительные, в первую очередь экспортные, доходы будут направляться в Резервный фонд. И наоборот.
"Глобализация мировой экономики и возрастающая борьба за инвестиции требует быть конкурентоспособными во всем", — подчеркнул Владимир Владимирович и призвал взять расходование бюджетных денег под жесткий контроль в качестве "мощной антиинфляционной меры", а успехи министров оценивать ежегодно, основываясь на "анализе результатов".
Принятая сейчас практика подведения итогов, по мнению Путина, не дает полной картины и не стимулирует чиновников к работе.
Версия проекта госбюджета РФ на 2012–2014 годы, которую представил год назад Дмитрий Медведев, имела несколько иные акценты. В частности, речь шла про сокращение количества чиновников, "социалку" (в числе приоритетов фигурировало обеспечение жильем военных и повышение их денежного довольствия), "проведение модернизации" и "внедрение инноваций". Ну а роднит оба документа наличие сценария "повторного" ухудшения экономической ситуации.