Андрей Волков: рейнджеры высокой пробы

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Ректор Московской школы управления "Сколково" Андрей Волков рассказал "ДП", в чем состоит главная ошибка молодых предпринимателей, у кого из них есть шанс стать новым Стивом Джобсом и почему не нужно стремиться в Силиконовую долину.

Стартапомания - это мода, запрос времени или способ мышления?
- Это мода, и это редкий случай, когда это хорошая мода. Я боюсь даже переоценить ее. Стартапомания стратегически важна для нашей страны, она более важна, чем нефть, газ и другие наши стратегические ресурсы.
Что такое стартап? Если посмотреть с человеческой точки зрения, то это способность самому взять ответственность за свое будущее. Не родители, не госкорпорация, не государство, а ты один, сам, отвечаешь за свою судьбу. Люди часто не хотят брать такую ответственность, они говорят: государство мне должно дать стипендию, пенсию и по телевизору что-то показать, чтобы я был счастлив. И это общее мышление, оно такое не только в России, но и в других странах.
"Предприниматель" - плохое или хорошее слово в российском сознании?
- У нас слово "предприниматель" исказилось: мы думаем, что это тот, который покупает и продает. Но нет, это человек, который предпринимает то, чего не было. Он ищет новую идею, разработку и, конечно, хочет на этом заработать. Если вдуматься, стартаперы - это сумасшедшие люди, это не самый надежный способ заработать. И хоть часть из них выигрывает: становятся Стивами Джобсами, Цукербергами, миллиардерами - но это ничтожная часть, а 80-90% терпят неудачу.
Это люди высокой пробы. Они готовы рискнуть спокойным существованием, быть маниакально приверженными своей идее и сплотить вокруг себя людей, потому что в одиночку ничего не сделаешь. Чем больше таких людей, тем мощнее страна. Это очень серьезный капитал каждого государства - количество молодых людей, способных начать новое дело.
Значит, это прежде всего энергичные и смелые люди?
- Есть хороший термин, пришедший из времен освоения Америки, - рейнджеры. Они выходят в дикие края, находят добычу и что-то приносят остальным. Вот стартаперы - это такие рейнджеры: они идут в неизведанное и социально очень рискуют.
Сейчас бизнес-школы соревнуются за процент выпускников, начавших свое дело, и это очень важно, чтобы идеология самостоятельного дела прививалась с самых ранних лет. Китай демонстрирует бум старт­апов, в Америке многие школы управления разворачивают предпринимательскую ориентацию, у всех на слуху Силиконовая долина. У нас говорят про "Сколково"…
Очень многие молодые предприниматели хотят попасть в Силиконовую долину, мечтают об этом…
- Не нужно стремиться жить в Силиконовой долине хотя бы потому, что не везде нас ждут и там давно все занято. Надо искать новые пространства, а Россия - в общем довольно неосвоенное пространство. Очень часто можно услышать от наших политиков, что Россия - страна возможностей… Да, у нас тяжелее, да, больше бюрократии и коррупции, да, меньше порядка. Ну и что?! Все равно здесь намного больше возможностей начать свое дело, гораздо больше, чем в Европе. Поэтому надо эти возможности реализовывать не в Силиконовой долине, а в России.
Стартаперы еще пытаются придумать Facebook или смотрят в сторону, например, зеленых технологий?
- Конечно, IT лидируют: у всех на слуху миллиардные состояния, которые сложились из воздуха. Почему это привлекательно? Не надо возиться с оборудованием, просто нужен компьютер, хороший интернет-канал и чтобы никто не мешал. И вроде бы ты уже миллиардер. В зеленых технологиях сделать проект гораздо сложнее: тут уже нужна установочка, апробирование, потом нужно продать изделие или разработку какой-то большой компании, сделать это коммерчески выгодным - конечно, это уже совсем другой темп. Но я вижу много и технологических стартапов. У вице-президента "Сколково" в SKOLKOVO Foundation уже 500 технологических заявок, в которые проинвестируют несколько миллиардов рублей. По 6 млрд в год. Это уже не копеечка, это уже какое-то явление.
Как вам нравится идея создать площадку для общения молодых предпринимателей на основе государства?
- Это не дело государства, это дело некоммерческих организаций и бизнес-сообществ. Может, это нескромно прозвучит, но у нас, например, работает предпринимательский клуб. Он открыт, туда бесплатно приходят люди, всегда есть какой-то спикер и идет дискуссия. У нас есть специальная программа "Стартап-академия", куда мы целенаправленно приглашаем менторов и специалистов из США, чтобы они передавали свой опыт. Появляются наши соседи - Сколковский институт технологий и науки, у него есть специальный модуль коммерциализации разработок, так что это не пустыня. Попытки делаются, в том числе и нашими руками.
Вы можете назвать главную ошибку молодых основателей бизнеса?
- Я думаю, что главное, на что они не успевают обратить внимание, - это коммуникация и кооперация с другими людьми. Все увлечены самой идеей, кажется, что еще секунда - и деньги потекут рекой, но очень важно сплотить вокруг себя коллектив и команду, важно заразить людей, ведь вы не можете заставить людей работать или купить их: денег у вас пока нет. Можно только заразить их своей идеей, а это зависит от того, какой вы человек. Вот, кажется, такой незначимый фактор, но он играет определяющую роль в том, полетит разработка или нет.