Потребление теплоизоляционных материалов в России растет на 10-20% в год

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

При этом строители в основном используют утеплители, произведенные внутри страны.

В 2011 году объем российского рынка теплоизоляционных материалов (ТИМ) составил 26,5 млн м3, что, по оценкам производителей, на 20% больше показателей 2010 года. При таких темпах роста потребности рынка сегодня практически полностью покрываются производством в России. Доля импорта в объеме реализуемой продукции ничтожно мала. По оценкам компании "Строительная информация", чуть менее 20% рынка обслуживают материалы, произведенные за пределами России. По некоторым видам материалов - вспененному пенополистиролу и экструдированному пенополистиролу - доля импорта составляет менее 1%.
Причина достаточно очевидна. "Практически все крупные иностранные производители теплоизоляции имеют на территории России собственные производства, что позволяет им оперативно обеспечивать покупателей продукцией по относительно низкой в сравнении с импортом цене", - отмечает директор по маркетингу ROCKWOOL Russia Group Ирина Садчикова.
"В России наиболее популярными теплоизоляционными материалами являются продукты на основе минерального волокна: стекловолокна и каменной ваты", - рассказывает Андрей Титов, руководитель отдела маркетинга компании "УРСА Евразия" (URSA).
В последнее время расширяется сегмент теплоизоляции из пенополистирола. Доля прочих ТИМ, произведенных в России, незначительна. По данным компании "Строительная информация", в России ТИМ выпускают 150-200 компаний. В основном это многочисленные производители вспененного пенополистирола. При этом высокий уровень конкуренции наблюдается между крупными производителями, а мелкие работают на региональных рынках и особого давления не испытывают.
Ведущими производителями минераловатной теплоизоляции являются "ТЕХНОНиколь" и Rockwool, в лидерах также Izovol, Isoroc и Linerock. По данным Discovery Research Group, пятерка крупнейших игроков в 2011 году заняла около 80% всего объема отечественного производства минеральной ваты, а 20% пришлось на долю остальных 15-17 предприятий.
Три основных производителя ТИМ на основе стекловолокна - Knauf, "Сен-Гобен Изовер" и URSA - контролируют более 90% в этом сегменте. Лидерами в выпуске ТИМ из пенополистирола являются "Мосстрой-31", "Кнауф", "Пеноплэкс" и "ТЕХНОНиколь". Перспективы развития неоднозначны. С одной стороны, рынок ТИМ развивается и показывает хорошие показатели роста. "Это дает основания действующим игрокам планировать расширение существующих производств и открытие новых предприятий, - говорит Ирина Садчикова, - с другой стороны, рынок крайне насыщен, конкуренция - одна из самых высоких в мире, поэтому выхода новых сильных игроков ожидать не стоит".
"Потенциал для развития велик: потребление теплоизоляции на душу населения сегодня в России очень низкое", - отмечает Андрей Титов.
Компании, работающие в России, расширяют производство. Так, Rockwool в апреле 2012 года открыл в Елабуге четвертый российский завод с линией по производству минеральной ваты мощностью 110 тыс. т в год. Компания рассматривает возможность расширения одного из действующих заводов, а также строительства еще одного производства. Однако инвестиции еще не утверждены советом директоров компании.
Knauf Insulation в прошлом году приобрела завод в Тюмени и проводит там модернизацию, которая обойдется предприятию в 3 млрд рублей. Наращивает мощности и "Пеноплэкс" - в Иркутской области и в Хабаровске - вкладывая в проекты около 3 млн евро.
Компания "УРСА Евразия" полностью перешла на производство более экологичных материалов: изменена рецептура, технология производства.