Более 3 млн многоквартирных домов в России потребует капитального ремонта в течение ближайших 10 лет

Автор фото: Чевалков Сергей

Пока Россия ищет деньги на ремонт жилых домов, в ряде европейских стран готовы поделиться накопленным опытом.

Сегодня львиная доля потребляемой в России энергии приходится на жилые дома. При этом 60% всей энергии тратится на их отопление, 25% - на горячее водоснабжение, 14% уходит на работу бытовых приборов и освещение. В Европе эти показатели в 2, а то и 3 раза меньше.
Попытки российских властей реформировать ЖКХ, и в частности среди прочего улучшить энергосберегающие характеристики уже построенного жилья, особо удачными назвать сложно. За 4 года, пока идут реформы, с помощью Фонда содействия реформированию ЖКХ отремонтировано всего 123 тыс. домов. При этом, даже по данным Росстата, нуждаются в капитальном ремонте, не говоря о модернизации, более 1,6 млн домов. По оценке независимых экспертов, чтобы привести жилой фонд России в порядок, понадобится не менее 1,5 трлн рублей.
Масштаб проблемы настолько велик, что исключительно за счет бюджетных средств ее вряд ли удастся решить, говорят специалисты. Поэтому как нельзя кстати сегодня, по их мнению, обсуждаемый в Госдуме законопроект о создании новой системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Предполагается, что одним из новых источников финансирования станет банковское кредитование.
Сегодня лишь несколько коммерческих банков кредитуют ТСЖ и УК. Например, в 2011 году ростовский банк "Центр-Инвест" профинансировал энергоэффективные капремонты в 52 многоквартирных домах на сумму более 60 млн рублей.
В то время как Россия только намеревается привлекать банки к реформированию системы ЖКХ, ряд европейских стран уже успели к этому моменту накопить немалый опыт.
В этом плане специалисты считают интересной практику Польши - страны, которая, как и Россия, проводила политическую, а не экономическую приватизацию примерно в то же время и имела похожие исходные характеристики жилищного фонда. Так, например, здесь уже более 10 лет работает программа, по которой государство помогает заемщикам гасить кредит, взятый в коммерческом банке на повышение энергоэффективности жилья. Кредитная ставка составляет, по словам представителя польского банка PKO BP TBD Мачея Чубалы, в среднем 8%. И это, по его оценке, на 2-3% дешевле, чем ставка по потребительским кредитам. Суть программы состоит в том, что государство в лице национального банка BGK возвращает за заемщика до 20% тела кредита. По данным BGK, за все время существования программы таким образом за государственный счет было погашено более $400 млн. Всего же на ремонт жилья собственникам удалось привлечь более $2 млрд, При этом экономию от внедренных в ходе таких ремонтов энергосберегающих технологий специалисты оценивают в $200 млн.
В России, по мнению экспертов, развитие банковского кредитования ЖКХ тормозят две главных проблемы. Во-первых, несовершенство правового статуса ТСЖ и отсутствие­ обеспечения по кредитам. "ТСЖ - это некоммерческая организация, и она не может предоставить в банк обеспечение по кредиту", - поясняет Катерина Левитанская, менеджер проектов IFC в России.
К слову, в Польше, как замечает Петр Степиен, заместитель министра инфраструктуры этой страны, особой проблемы с привлечением банков к кредитованию ЖКХ не было. "Банки быстро поняли, что это безопасные кредиты, - говорит он. - Возможно, во многом благодаря специально принятым законам. Гарантией возврата кредита служат ремонтные фонды, которые по закону обязано иметь каждое сообщество собственников жилья".
По мнению Катерины Левитанской, в российских условиях можно было бы в качестве одной из мер государственной поддержки предусмотреть образование региональных агентств или фондов по привлечению кредитных средств коммерческих банков на капремонты и энергоэффективную модернизацию жилого фонда собственниками многоквартирных домов. "Такие фонды могли бы действовать по аналогии с существующими сегодня в регионах гарантийными фондами для малого и среднего предпринимательства", - уточняет специалист IFC. Вторая и, по оценке экспертов, трудно решаемая проблема - неготовность и нежелание собственников самостоятельно финансировать ремонт. "Многие россияне не считают себя ответственными за содержание общего имущества домов, хотя они и собственники жилья (более 80% многоквартирного жилого фонда в России в частной собственности. - Ред.), и необоснованно ожидают, что это за них сделают власти за счет бюджетных денег", - сетует Катерина Левитанская.
Польские эксперты уверяют, что с такой проблемой их аналоги ТСЖ не сталкиваются. Но если кто-то из собственников все-таки не платит, то вопрос решается в суде. А вообще, предполагают они, эта проблема у них отсутствует из-за того, что за годы советской власти социальное иждивенчество не так глубоко проникло в сознание поляков, как россиян.