Вузы и работодатели в поисках инновационных менеджеров

Автор фото: Trend/ Михаил Киреев

Какие специалисты будут востребованы российской экономикой через 5 лет и насколько сегодня готовы вузы обеспечить их качественное образование - это вопросы с разными ответами. На Петербургском международном экономическом форуме 2012 вопросам образования будет посвящена панельная дискуссия "Университеты-лидеры".

Эксперты в один голос заявляют, что без людей, которые смогут модернизировать российскую экономику, о чем так много говорит власть, в ближайшие годы не обойтись. Однако кто такой инновационный менеджер, представители вузов и бизнеса видят по-разному. "Чем инновация отличается от науки? - задается вопросом Сергей Калюжный, директор департамента научно-технической экспертизы ОАО "Роснано". - Наука - это превращение денег в знание. Инновация - это действие наоборот: превращение знаний в деньги. И инновационный менеджер должен четко усвоить именно это различие". По его мнению, для того чтобы конвертировать знания в деньги, такому специалисту нужно экономическое образование, а чтобы обеспечивать диалог с изобретателями, инженерами и технологами - базовое техническое. Помимо профессиональных навыков и знаний такой специалист должен обладать еще харизмой, готовностью рисковать и принимать решения, отмечает Евгений Жгулев, и.о. ректора ИНЖЭКОНа.
Со своей стороны бизнесмены скептически отнеслись к возможности подготовки инновационного менеджера. "Я не совсем понимаю, кто такой инновационный менеджер. По-моему, существует только две категории: хороший менеджер или плохой", - отмечает Михаил Подвязников, генеральный директор ОАО "ГОЗ Обуховский завод" ОАО "Концерн ПВО Алмаз-Антей". Он отметил, что сегодня в России очень мало хороших технологов, а спрос на них с каждым годом будет только увеличиваться.
Но если в плане представлений о том, кто такой инновационный менеджер, мнения расходятся, то по поводу того, что лучшей подготовкой специалистов для технической, нано- и IT-сфер остается путь совместной работы вузов и бизнеса, никто не сомневается.
"Мы стремимся готовить выпускников вместе с компаниями, так как материально-техническая база высшей школы сегодня далека от той, которая используется на современных производствах. По такой схеме с нами работает уже около 20 компаний", - рассказывает Владимир Кутузов, ректор Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ).
Сергей Калюжный добавляет, что для того, чтобы подготовить квалифицированные кадры для инновационного производства, помимо решения проблемы с материальной базой вузам нужно изменить программу обучения. "Образо­вательный процесс в целом следует строить по образцу ведущих университетов мира, например Гарварда, где 90% учебного времени занимает работа над бизнес-кейсом", - отмечает он.
Также возможна адаптация учебных программ под конкретное предприятие, высказал мысль Владимир Кутузов. Появлению новых технологов, управленцев и инженеров может также помочь и практика создания при университетах малых инновационных предприятий, что стало возможно с 2009 года.
В ближайшем будущем помимо необходимости стратегически развивать инновационные сферы понадобится также внедрять энергосберегающие технологии, в связи с чем будет только расти, по мнению экспертов, спрос на оценку энергоэффективности предприятий. Тут-то и понадобятся специалисты по энергоаудиту. Кроме этого по-прежнему в будущем может сохраниться высокий спрос на специалистов контроля качества. "Активно растет спрос на специалистов в области экологии и охраны окружающей среды, что связано с общемировыми проблемами нехватки ресурсов", - добавляет Анна Супрун, руководитель отдела подбора постоянного персонала Coleman Services - Санкт-Петербург.
Впрочем, предугадать, какие новые профессии могут появиться через 5 лет, эксперты считают делом непростым. Так, наиболее популярные профессии 2010 года в 2004 году даже не существовали. Например, как поясняют в Coleman Services - Санкт-Петербург, в 2004 году не было таких профессий, как SMM специалист и SMO-специалист (в Россию эти профессии пришли только в 2007-2009 годах). Эти и другие профессии в основном связаны со сферами IT и телеком, которые развиваются семимильными шагами.
Помимо этого, профессиями будущего иностранные аналитики называют специалиста по хранению данных, GR-менеджера, эксперта в сфере альтернативной энергетики, специалиста по параллельному программированию, создателя симуляторов и т.д.
"Достаточно ли будет через 5 лет квалифицированных молодых специалистов? Это во многом зависит от мер, проводимых на государственном уровне, - убеждена Анна Супрун. - Насколько ухудшит качество образования продолжающаяся коммерциализация? Останется ли высшее образование доступным для необеспеченных граждан РФ, среди которых есть, безусловно, талантливые люди, чтобы сдать все нужные экзамены - это вопросы, положительный ответ на которые полностью зависит от эффективности реформ".
В мае этого года новый министр образования Дмитрий Ливанов заявил о намерении в 2 раза сократить бюджетные места в вузах. По его словам, мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше: не 60 тыс. рублей, как сейчас, а 200-250 тыс. рублей. "Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры", - уверен министр.