Российским компаниям измерили доверие

Автор фото: Яковлева Елена

Reputatoin Institute представил очередной рейтинг из сотни компаний, вызывающих доверие. Ни одной российской компании в списке не оказалось. Эксперты говорят, почему это так.

В 2011 году пятерка лидеров европейского рейтинга Reputatoin Institute выглядела так: три американца – Google, Apple, The Walt Disney Company. Ниже по списку: немецкая BMW и датская LEGO. Новая версия выглядит иначе. Лидирует BMW, на втором месте – Sony. На третьем – все та же The Walt Disney Company. На четвертом – Dimeler. На пятом – Apple.
В целом список Reputatoin Institute заполняют компании из США, Северной и Центральной Европы. В списке сотни компаний российские лейблы отсутствуют. Почему?
"Если посмотреть, какие наши компании действуют на международной арене, то увидим – там почти нет технологических компаний, практически нет компаний, которые занимаются товарами первой необходимости. Это крупные сырьевые компании, компании, которые занимаются строительством и монтажом, военной техникой и еще есть один грузовой авиаперевозчик. У подобных компаний по тем критериям, по которым меряют доверие, шансов нет никогда и не будет тоже никогда", – считает генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы "Финэкспертиза" Агван Микаелян.
Dp.ru: Известно, что на предстоящем кубке Лиги чемпионов гигант российского газового рынка и крестный отец ФК "Зенит" – "Газпром" намерен выступить в качестве одного из восьми спонсоров турнира. Цель этого – паблисити...
А.М.: Для "Газпрома" это не первый выход на арену. Достаточно вспомнить футбольный клуб Schalke, который они поддерживают. Из второсортного клуба, который балансировал на грани выбывания из бундеслиги, он перешел в пятерку сильнейших немецких команд. Ситуацию он ("Газпром") поправил, но это чисто имиджевое решение. Европу пугают российской газовой гегемонией, и "Газпром" – олицетворение этой "пугалки". Спонсорством в Лиге чемпионов (ориентировочно – свыше 50 млн евро) можно только смягчить имидж. Но рассчитывать на то, что после этого он ("Газпром") будет иметь такой же имидж, как The Coca-Cola Company (№38 в рейтинге Reputatoin Institute. – Ред.) или BMW (№1), не стоит. Хотя и убиваться по поводу рейтингов тоже большого смысла не имеет".
Российские бренды практически неизвестны на Западе – говорит о причине провала российских компаний в рейтинге Reputatoin Institute аналитик фондового центра "Инфина" Вероника Чекина. "Российский бренд, который более или менее известен в узких кругах, – это Сбербанк. Плюс "Газпром". Все. Причем "Газпром" больше известен в негативном ключе. Потому что происходящее вокруг него так или иначе связано со скандалом. А не будете платить – закрутим вентиль. Поэтому очевидно, что никаких наших компаний (в списке Reputatoin Institute) нет. Ничего такого миру они не могут предоставить", – комментирует выборку Reputatoin Institute Вероника Чекина.
Dp.ru: А какая из российских компаний имеет хотя бы шансы для этого? АвтоВАЗ? ОАО "Сухой"?
В.Ч.: "Сухой" уже показал себя в Индонезии. Конечно, у каких-то российских компаний после вступления в ВТО есть возможность если не выбиться в сотню лучших брендов, то хотя бы стать узнаваемой... Возможно, КамАЗ – вместе с Dimeler они как-то могут вместе. Потому что грузовики действительно хорошие. И если их будут как-то активнее продвигать – вполне.
Dp.ru: У каждой страны есть свои символы. Что сегодня является "лэйблом" для России?
В.Ч.: Нефтяная вышка.
Dp.ru: А как же матрешки, Пушкин, "перестройка"?
В.Ч.: Это все на фоне нефтяной вышки.
По мнению политолога Михаила Делягина, ни одна российская компания не попадает в рейтинги самых надежных потому, что цивилизованные компании из России слишком локализованы, а крупные – связаны с государством.
"Когда вы называете свою компанию – если это не глобальный бизнес, то на нее ложатся страновые риски. Когда вы говорите – "Газпром", то вы вспоминаете не о газе, а о (Владимире) Путине. Со всеми отягчающими обстоятельствами. Когда вы говорите – "Касперский" – вы думаете, когда к нему придет (Александр) Бастрыкин и почему он не пришел до сих пор. Это страновые риски, связанные с нашей коррупционной и беспредельной силовой бюрократией.
Dp.ru: Ну вот "Газпром" пытается навести мосты – хочет спонсировать турнир Лиги чемпионов, в частности...
М.Д.: На международном рынке трудно что-либо делать государственной компании. Я не знаю состава экспертов (Reputatoin Institute), но BMW – это надежность продукции, Walt Disney – это фабрика звезд, Sony – надежность в передовой технологии. Это стремление людей к будущему, которое гарантирует некоторую надежность.
Dp.ru: Есть ли российские компании, у которых есть потенциал, который позволяет им в течение 12 лет принципиально выдвинуться вперед?
М.Д.: Для этого нужен нормальный менеджер и нормальный собственник. Под нормальным собственником я подразумеваю как государство, так и российских олигархов. У которых у большинства снесена крыша. Раз и навсегда. А нормальный менеджер – ну когда российские менеджеры не будут себя вести как господин Шмидт, который задавил ребенка и поехал дальше, а потом подал на всех в суд...
Dp.ru: А потом все-таки все иски отозвал...
М.Д.: Ну да. Или как господин Бастрыкин, который то ли вывез журналиста в лес, то ли пал жертвой невиданных обстоятельств. Но в любом случае принес свои глубочайшие извинения. Так и хочется спросить – это у вас Cледственный комитет или что?