Рубль, нефть и Греция

Автор фото: Global Look Press

В воскресенье состоялись парламентские выборы в Греции. Еще несколько дней назад аналитики называли это событие стартом развала еврозоны и сильных потрясений на финансовых рынках. Теперь градус негативных ожиданий снизился. А российские банкиры и вовсе уверяют, что отечественная финансовая система устоит при любом развитии событий в Европе.

Еще не состоявшись, греческие выборы нагнали большого страху на весь финансовый мир. Говорилось, что именно после них начнется-таки пресловутая вторая волна кризиса, вернее, теперь уже кризиса настоящего, кризиса с большой буквы, кризиса, от которого мало не покажется не только Европе, но и всему остальному миру.
За этим неизбежно последует падение цен на нефть и нефтяных фьючерсов. Какие последствия это означает для России, 70% экспортных доходов которой составляет нефть, нетрудно догадаться.
Греческие выборы de facto являются референдумом по вопросу нахождения страны в еврозоне, подчеркивает аналитик финансовой группы "БКС" Марк Бредфорд. На прошлых выборах, в мае, ни одной из партий не удалось набрать большинство в греческом парламенте, из-за чего провалились все последующие попытки создать коалиционное правительство. Отсутствие правительства не позволяет Греции выполнять договоренности с европейскими финансовыми институтами о сокращении госрасходов, невыполнение этих договоренностей блокирует предоставление стране международной финансовой помощи в объеме 130 млрд евро, а без этой помощи Греция не способна выплачивать даже оставшиеся после частичного списания долги. Потеряв возможность занимать деньги на внешнем рынке, Греция объявит окончательный дефолт и, чтобы не обескровить свою экономику отсутствием евро, вынуждена будет вернуть в обращение собственную валюту - драхму.
Примерно такая последовательность событий описывается в негативных сценариях ряда финансовых аналитиков. Негативными эти сценарии делает прогноз о том, что следующими кандидатами на выход из еврозоны станут страны с более крупной, чем у Греции, экономикой: Испания, Португалия и даже Италия. Граждане этих стран вслед за греками, опасающимися конвертации банковских вкладов из евро в драхмы, опустошают свои счета в местных банках, чем только добавляют проблем и банковской системе, и экономике своей страны.
Агентство S&P  на прошлой неделе, не дожидаясь итогов выборов, оценило вероятность выхода Греции из еврозоны в ближайшие месяцы в 30%. Другие рейтинговые агентства, готовясь к последствиям греческих выборов, наперегонки снижают рейтинги Испании, а также испанским провинциям и банкам. Инвесторы при этом распродают испанские облигации, а европейские власти пытаются остановить панику, выделяя гигантские суммы на спасение испанской финансовой системы.
Еще в прошлую пятницу, 8 июня, международное рейтинговое агентство Moody's предупредило, что выход Греции из зоны евро может создать угрозу для существования единой валюты. "Если Греция покинет зону евро, создав угрозу дальнейшему существованию евро, мы будем вынуждены пересмотреть рейтинги всех стран валютного блока, включая те страны, которые находятся в категории Ааа", - сообщило агентство. Выход Греции из зоны евро особенно повлияет на рейтинги Кипра, Португалии, Ирландии, Италии и Испании, предупредило Moody's.
Еще за день до этого предупреждения, вечером 7 июня, агентство Fitch понизило рейтинг Испании сразу на три ступени, до ВВВ с негативным прогнозом, что означает возможность дальнейшего снижения. А менее чем через неделю от слов к делу перешло и Moody's: в ночь на 14 июня это агентство понизило суверенный кредитный рейтинг Испании сразу на три ступени, с A3 до Baa3, и поместило рейтинг на пересмотр с возможным понижением. Свое решение эксперты Moody's обосновали тем, что намерение испанских властей привлечь помощь Евросоюза в размере до 100 млрд евро (примерно 9% ВВП Испании) еще больше увеличит госдолг страны. При этом госдолг Испании в конце 2011 года и так уже достигал 68,5% ВВП.
Чуть раньше Moody's, вечером 13 июня, агентство Egan Jones в 5-й раз за последние 2 месяца понизило рейтинг Испании, на этот раз сразу на две ступени, с B до ССС+. Держатели испанских государственных облигаций реагировали на решения рейтинговых агентств довольно нервно. Доходность десятилетних гособлигаций Испании еще 11 июня достигла максимального в истории уровня, почти 7% годовых. А после очередных рейтинговых действий Moody's и Egan Jones доходность 10-летних облигаций вновь достигла 6,998%.
Во вторник, 12 июня, агентство Fitch Ratings сократило рейтинги 18 испанских банков. Ранее подобные решения оглашали и другие агентства.
В дополнение к выделению 100 млрд евро Испании европейские власти готовы предпринять и нерыночные меры для предотвращения паники на финансовых рынках после выборов в Греции. Так, 13 июня представитель еврокомиссии Оливье Байи заявил, что еврокомиссия не комментирует появившиеся в европейских СМИ сообщения о том, что в случае победы на парламентских выборах в Греции 17 июня противников выполнения обязательств Афин перед международным сообществом якобы планируются жесткие меры против бегства капиталов. Однако чиновник признал, что шенгенские правила допускают "по причинам общественного порядка и безопасности в государствах - членах ЕС восстанавливать некоторые формы ограничений" в том, что касается свободного передвижения капиталов и людей.
Если не брать в расчет рынок испанских облигаций, пик панических настроений в связи с греческими выборами пришелся на первые числа июня. Затем в течение нескольких дней мировые фондовые индексы, а также сырье, евро и сырьевые валюты отскочили от достигнутых минимумов на 3-5%. Это облегчение было связано с наметившимися признаками стабилизации политической обстановки в Греции. Лидер леворадикальной парламентской коалиции СИРИЗА Алексис Ципрас пообещал, что в случае прихода его партии к власти по итогам парламентских выборов 17 июня Греция останется в Евросоюзе, хотя и будет добиваться пересмотра слишком обременительных соглашений с кредиторами - Европейским союзом, Международным валютным фондом и Европейским центральным банком (ЕЦБ).
Кроме того, участники биржевых торгов вспомнили, что сразу после выборов в Греции мировые финансовые власти могут предпринять меры для поддержки рынков. Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы США по итогам заседания 19-20 июня способен намекнуть на возможность QE3 (англ. quantitative easing) - третьего этапа "количественного смягчения", то есть фактически массированной денежной эмиссии. При этом ряд руководителей ФРС в последние дни уже высказались в поддержку QE3.
Не останется в стороне и Европейский цетробанк. В пятницу, 8 июня, член Управляющего совета ЕЦБ Эвальд Новотны заявил, что у Центробанка есть возможность сократить процентные ставки с нынешнего уровня 1% годовых, если экономика еврозоны продолжит ухудшаться, а в крайнем случае банк может даже обнулить ставки.
Российские банкиры на удивление спокойно взирают на разрастание европейского кризиса. Самым страшным из возможных его последствий они видят падение мировых цен на нефть и, как следствие, ослабление рубля. Паники же вкладчиков, наподобие той, с которой столкнулись проблемные страны Европы, в России никто не ожидает. Главным образом потому, что большая часть вкладов в российских банках застрахована государством и принудительная конвертация им не угрожает.
К примеру, первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский заявил в ходе недавнего Международного банковского конгресса, что даже самое негативное развитие ситуации в еврозоне не окажет критического влияния на российский банковский сектор. Хотя есть оценки, что сегодня снижается объем производства в Европе, что снижает спрос на нефть и, безусловно, дает негативный эффект для России, а значит, и для банковского сектора, отметил Алексей Симановский.
Его непосредственный начальник, председатель Банка России Сергей Игнатьев, не исключил, что из-за финансового кризиса в Европе ситуация с банковской ликвидностью в РФ может ухудшиться. "Мы с надеждой смотрим на Европу, - признался главный российский банкир. - Возобновление Европейским центробанком покупки государственных ценных бумаг могло бы оказать позитивное влияние не только на финансовые, но и на товарные рынки". Если же на товарных рынках продолжится снижение цен на нефть и другое сырье, то и курс рубля будет слабеть, сказал Сергей  Игнатьев.
Греция и Германия будут друг друга шантажировать. Политики Греции понимают, что для них разрыв отношений с еврозоной - катастрофа. Греция не может печатать деньги, вкладчики выносят средства, и денег не хватает. А греки говорят - мы вам сильно навредим, если уйдем из еврозоны, поэтому давайте больше денег. Выборы выборами, но обе стороны заинтересованы в том, чтобы о чем-то договориться. Если они договорятся, то тревожное спокойствие сохранится. Если же этот процесс будет плохо проходить, то стоит ожидать распродаж, падения цены на нефть и укрепления доллара. Это уже проверенный сценарий. Худший вариант - разрыв отношений, нарастание проблем в Испании и отсутствие политических решений. Если так - для нас это выльется в проблемы с ликвидностью. Тогда ЦБ РФ примет меры: будет выдавать беззалоговые кредиты, но самое страшное - это скорее экономическая стагнация и появление несостоятельных заемщиков.
Олег Вьюгин
Председатель совета директоров МДМ-банка
Ситуация в Греции уже влияет на банковскую систему в России. Даже тот чистый отток капитала, который в прошлом году был в размере $80 млрд, связан с ситуацией в Греции. Европа - наш главный финансовый и торговый партнер. Наши предприятия большую часть нефти и металлов поставляют Европе, и, если Греция потрясает Европу, это повлияет и на нас. Нам нужно отрываться от внешних заимствований, диверсифицировать экономику, но за месяц-два ситуацию не исправить. Надежда на Центробанк, который в случае обострения ситуации, как и раньше, увеличит приток ликвидности. Обострение ситуации на мировых рынках - это падение цены на нефть, что вызовет падение рубля, а падение рубля - желание вкладчиков обернуться в другую валюту, в основном в доллары. Но есть ощущение, что люди уже не так нервно реагируют и большого бедствия не будет. Я бы предупреждающе повысил сумму страхования вкладов до 1 млн рублей. что я уже и предложил, потому что вклады до 1 млн рублей - это 60?-?70?% общей суммы вкладов.
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России
Глава ЦБ сказал, что основной причиной снижения курса рубля стало падение цен на нефть из-за кризиса в Европе. Но я в силу своей природной вредности добавлю, что главной причиной стала чрезмерная привязка российской экономики к нефти. Это более фундаментальная причина, чем кризис в Европе.
Гарегин Тосунян
президент Ассоциации российских банков
Для того чтобы люди начали забирать деньги из банков, необходима некоторая критическая масса тревоги. Россиянам же в массе своей все равно, как живут испанские банки. Падение рубля влияет на их поведение. Но в последнее время оно случалось не единожды и тоже стало привычным. Люди скорее начнут переводить деньги с рублевых вкладов в валютные. Это уже происходит. Но, если ситуация будет ухудшаться, например нефть будет падать в цене, ощущение тревоги будет усиливаться. Особенно если начнутся массовые увольнения. Тогда в какой-то момент критическая масса тревоги будет достигнута и триггером к панике вкладчиков сможет стать что угодно, хотя бы сообщение, что греческие вкладчики опустошают банки.
Евгений Данкевич
Председатель правления банка "Открытие"
Дополнительного спроса на валюту мы не увидели в мае ни по одному региону. Расширение спредов между курсами покупки и продажи валюты автоматически происходит в обменных пунктах просто потому, что банк ориентируется на движения предыдущих дней на валютной бирже. Когда больше волатильность, увеличивается спред. Объемы конверсионных операций, безусловно, возросли, но это не повлекло за собой дополнительного заказа валюты. Если ослабление рубля приобретет среднесрочный характер, следует ожидать роста ставок по рублевым кредитам и депозитам. Масштаб этого увеличения будет связан с масштабом девальвации рубля.
Михаил Задорнов
президент - председатель правления банка "ВТБ 24"
В свою очередь председатель правления Энергомашбанка Геннадий Ветров считает, что вероятность распада еврозоны не исключена и в этом случае оттока вкладов из российских банков не избежать. Но последние кризисы показывают, что этот отток, как правило, находится в пределах 5-10% от общего объема вкладов. Владимир Прибыткин, член совета директоров ОАО "ПСКБ", напомнил, что у российских банков есть система страхования вкладов, которая гарантирует возврат 700 тыс. рублей каждому вкладчику. "А более опытные вкладчики, имеющие большие деньги, менее подвержены панике", - полагает банкир.