Серый рынок нашел убежище в Интернете

Автор фото: Global Look Press

Интернет-магазины стали оазисом для торговли серым товаром. Отсутствие контроля и большая доходность, чем офлайн, привели к росту этого сектора. Но рынок вытеснит недобросовестных игроков, уверены эксперты.

Российский рынок электронной коммерции растет в среднем на 40% ежегодно и привлекает не только офлайн-ретейлеров, но и специализированные интернет-магазины. Онлайн-торговля избавляет от расходов на аренду торгового помещения, от выплат продавцам-консультантам, что отражается и на конечной стоимости товара. Однако помимо законных способов экономии у онлайн-продавцов большое искушение экономить за счет незаконно ввезенного, так называемого серого товара. Масштабы бедствия разнятся в зависимости от сегмента, в котором работает ретейлер, - серый товар может занимать от 15 до 50%. В целом по рынку объем продаж таких товаров, по оценкам экспертов, превышает 74 млрд рублей.
Наиболее востребованные онлайн-покупателями, а значит, и наиболее рискованные категории - бытовая техника и электроника, а также интернет-контент и одежда. Они же основные драйверы развития интернет-торговли. Бытовая техника и электроника на протяжении нескольких лет остаются крупнейшим сегментом онлайн-торговли - на них приходится от 30 до 40% интернет-продаж.
По словам управляющего Северо-Западным филиалом "Евросети" Дениса Голещихина, несмотря на то что продажи телефонов через официальные каналы дистрибуции в России преодолели в 2011 году исторический максимум и достигли 39,7 млн штук, доля серого рынка составляет в среднем по России порядка 18%.
"Что касается тенденций этого рынка, то, с одной стороны, серый рынок питают именно интернет-магазины сомнительного происхождения, с другой - его рост сдерживается тем, что производители активно развивают бюджетный сегмент, что делает покупку товара подешевле с рук невыгодной для потребителя", - отмечает менеджер "Евросети".
Антон Пантелеев, руководитель управления по связям с общественностью "М.видео", подтверждает, что уровень серой техники наиболее высок в цифровой электронике - около 20%. Выше шанс встретить серый товар в небольших интернет-магазинах, крупные федеральные сети электроники работают напрямую с поставщиками, поэтому появление у них несертифицированных товаров исключено. Главный фактор - цена, если она разнится больше чем на 10-15%, это повод задуматься: товар либо серый, либо подделка, так как из-за больших закупок цены в крупных сетях электроники более конкурентны, говорит Антон Пантелеев. Но уровень интернет-грамотности населения повышается, цена все реже определяющий фактор для покупки, поэтому и доля серого товара снизится, уверен он.
Следующий по популярности сегмент интернет-торговли - одежда и парфюмерия. По оценкам Esper Group, на серый товар приходится около 26,1% рынка одежды, однако доля снижается. Например, в 2009 году она была в 2 раза выше. "Причина таких изменений - снижение таможенной нагрузки в рамках Таможенного союза и одновременное ужесточением таможенного контроля в связи с ВТО", - объясняет Дарья Ядерная, директор департамента Esper Group. В итоге риск уже не покрывается возможностью небольшой дополнительной прибыли, резюмирует она.
По нашим данным, в российских интернет-магазинах довольно много товаров, которые не проходят официальные таможенные процедуры, продаются без соответствующих разрешений и даже представляют потенциальную угрозу для здоровья потребителей. Особенно внимательно следует отнестись к приобретению товаров для новорожденных и детей, так как некачественная продукция может привести к серьезным последствиям. Лучший способ уберечь себя от серой и контрафактной продукции - приобретать товары в интернет-магазинах известных торговых сетей, которые работают только с надежными поставщиками.
Елизавета Тотунова
PR-директор ГК "Детский мир"
В Интернете продается 8,5% объема одежды, обуви и аксессуаров на российском рынке, серый товар достигает 48,2% этой группы, что гораздо выше, чем в целом по стране. Дело в том, что контроль за интернет-магазинами на складе и по документам гораздо сложнее. Самый страдающий рынок - это аксессуары, доля серых товаров здесь достигает 57% по отдельным категориям. По-серому часто ввозят парфюмерию, чтобы не платить налог за содержание спирта, доля ее в 2011 году составила 21,4%.
За рубежом над исправлением ситуации работает большой административный ресурс, контроль ужесточен на границах, и нет такой коррупции, поэтому любому серому товару оказывается сложнее и дороже проникнуть на рынок.
"Найти магазины, торгующие подделкой или контрабандой, для контролирующих органов не составляет труда, достаточно зайти в Интернет и обнаружить демпингующие предложения noname-игроков. Однако они, не скрываясь, продолжают работать в открытую, обманывая потребителя и, собственно, само государство", - сетует Денис Голещихин.
Один из основных рисков при покупке более дешевой серой техники - отсутствие гарантии и сервисной поддержки в России. "Серый товар может представлять и опасность для покупателей, так как может быть не предназначен для российских электросетей", - предупреждает Антон Пантелеев. По его словам, страдает и качество предложения, так как серый товар может собираться несертифицированными сборщиками.