Покупатели квартир в новых домах все чаще стали обращать внимание на места общего пользования - лифты, лестницы, холлы. Застройщики, в свою очередь, стали уделять больше внимания отделке и использовать ее как дополнительное конкурентное преимущество.
Конкуренция на строительном рынке приводит к тому, что строители даже не самого дорогого жилья стали внимательнее относиться к отделке мест общего пользования (МОП). "Стагнация рынка 2009 года научила девелоперов внимательнее относиться к внутреннему наполнению домов в целом", - отмечает генеральный директор строительной компании "НАВИС" Александр Львович. Если раньше индивидуальность могли себе позволить проекты не ниже бизнес-класса, то сегодня почти каждый дом становится уникальным. "Двух одинаковых холлов в наших проектах быть не может - они все авторские, причем независимо от класса, - отмечает начальник отдела подготовки проектов Setl City Александр Зайцев. - Уверен, что даже в домах массмаркет жители заслуживают именно такого отношения, ведь комфорт проживания должен быть организован не только в квартире, но и за ее пределами". Так, у Setl City каждый дизайн-проект, например холла, соотносится как со стилем, в котором возводится здание, так и с брендом дома, с так называемой "легендой", которая есть у каждого названия.
Последние тенденции в сегменте премиум-класса - появление просторных, "воздушных" холлов, которые можно использовать для встреч.
Директор по строительству
ООО "КВС" Владимир Трекин в качестве тенденции отмечает повышение требований к качеству материалов. Чем престижнее дом, тем дороже отделочные материалы.
Так, водоэмульсионная краска должна быть не только моющейся, но и обладать высокой укрывистостью, лучше отражать и рассеивать свет, быть экологичной. На смену половой глазурованной плитке пришел керамогранит, а также гранит и природный камень. В отделке парадных все чаще применяется дерево, тонированное стекло. Популярны декоративные покрытия, которые не горят и не пахнут, имеют паропроницаемые поверхности и широкую цветовую гамму. Декоративные поверхности не боятся усадки стен, скрывают образующиеся трещины, не реагируют на резкие перепады температуры и влажности, легко моются. Одним из преимуществ таких покрытий является возможность локальной реставрации.
При выборе дизайна МОП важно учитывать не только эстетику, но и будущую эксплуатацию. "Так уж сложилось, что к качеству уборки у нас относятся без должного внимания - льют много воды, используют не щадящие средства, поэтому МОП должен быть рассчитан на активную эксплуатацию", - отмечает генеральный директор финского проектного бюро Rumpu Андрей Богданов.
"Большая беда парадных - высокий износ, поэтому применимые в отделке материалы должны обладать антивандальными свойствами", - отмечает Владимир Трекин.
Для сохранения "товарного вида" парадных и холлов многие застройщики используют декоративные штукатурки, натуральный камень, гранит. "В наших проектах принципиальным моментом является установка стальных входных дверей и входных дверей на переходных лоджиях", - говорит генеральный директор ЗАО "Ойкумена" Лев Гниденко.
“
Сегодня для покупателя квартиры важнее то, как выглядят места общего пользования его дома, чем внешний облик здания, фасадов. Лестницы, перила, лифт, почтовый ящик - жильцы ежедневно пользуются этим, касаются руками. И для гостей ваш подъезд - это первое впечатление того, как вы живете. Это осознают все застройщики, но у всех них внешний вид мест общего пользования разный.
От классности жилья зависит подход застройщика к оформлению мест общего пользования. К работе над проектами элит-сегмента приглашают иностранных архитекторов, чтобы с их помощью создать ауру высококлассного места обитания. В сегменте эконом также необходимо привлекать архитекторов, но перед ними стоят другие задачи.

Евгений Богданов
Генеральный директор финского проектного бюро Rumpu
Потенциальные покупатели стали обращать очень пристальное внимание на МОП в новостройках. "Конечно же каждому хочется, чтобы не только его квартира, но и коридоры, и лифтовые холлы выглядели по-домашнему", - уверена заместитель генерального директора СК "НАВИС" Олеся Стригова.
“
Тенденции в отделке мест общего пользования так же подвержены изменению, как и мода на отделку жилых квартир. Главные составляющие при этом - эстетичный вид и практичность применяемых отделочных материалов. Класс жилого дома - от эконом-варианта до бизнес-класса - определяется не только территориальной принадлежностью, объемно-планировочными решениями квартир и фасадами домов, но и уровнем отделки мест общего пользования.
Отделка мест общего пользования в домах ЛенСпецСМУ выполняется по дизайн-проекту, который включает 3D-визуализацию и ведомость применяемых отделочных материалов.
Михаил Кошелев
Генеральный директор ЗАО "ЭталонСтрой-РиО"
В компании КВС отмечают, что только каждый пятый покупатель задает вопросы про отделку МОП. "По-видимому, люди еще не привыкли к тому, что красиво оформленные коридоры и лифтовые холлы - это норма, а не роскошь", - сетует Владимир Трекин. Но в целом на спрос на квартиры отделка МОП пока не влияет.