В Петербурге открылось коворкинг-кафе "Третье место"

Автор фото: "Третье место"

Бывшие редакторы газеты "Деловой Петербург" Эльнара Петрова и Светлана Романович открыли коворкинг-кафе "Третье место". Девушки позиционируют свой проект как кафе для предприимчивых людей, где можно поесть, поработать и поучаствовать в семинаре.

С нехваткой площадок, где можно проводить встречи для сообщества молодых предпринимателей, девушки столкнулись еще во время работы в рубрике Next в "Деловом Петербурге", а позднее - и в собственном коммуникационном агентстве NextMedia.
Философию коворкинга (от англ. co-working - совместно работающие) Эльнара и Светлана прочувствовали на себе, когда были резидентами коворкинг-квартиры HomeWork, созданной Юрием Лифшицем и Сергеем Дмитриевым в 2011 году. "После квартиры-коворкинга мы попробовали снова поработать в традиционном офисе, - рассказывает Светлана Романович. - Затем опробовали формат удаленной работы, пожив почти 2 месяца на Кипре. Именно там у нас родилась идея: вернувшись домой, создать место, в котором будут все условия для работы - Интернет, здоровая еда и мини-отель для гостей из Москвы и других городов".
В итоге в апреле на ул. Марата открылось кафе-коворкинг "Третье место", а в июне к нему добавился мини-отель на четыре номера. Общая площадь - 200 м2. Название для кафе было взято из концепции американских экономистов, которые выяснили, что креативный класс комфортнее всего проводит свое время не дома и на работе, а в третьем месте - там, где встречаешься с друзьями по интересам. "Третье место - это любое место, куда ходят люди, зная, кого они там встретят", - поясняет Эльнара Петрова.
Инвестиции и реинвестиции в кафе на ул. Марата составили 1,5 млн рублей, на открытие мини-отеля понадобилось еще 500 тыс. рублей. По словам Светланы Романович, они использовали собственные сбережения, заработанные в NextMedia, а также средства московских партнеров.
Девушки рассчитывают, что вложения в кафе окупятся в течение года, оборот за первый месяц составил 200 тыс. рублей. "При позитивном сценарии развития оборот должен составить 800 тыс. рублей  в месяц при 70 посетителях в день и среднем счете 400 рублей", - говорит Светлана Романович.
Кафе расположено в довольно проходимом месте, вокруг много бизнес-центров и четыре станции метро. Пока в кафе заходит от 30 до 50 человек в день. Помещение рассчитано на 12 рабочих мест в зале коворкинга и 30 посадочных в кафе. Посетители либо оплачивают заказанные блюда, либо платят за рабочее время из расчета 99 рублей в час. Меню выполнено на миллиметровой бумаге, здесь есть горячие блюда, но нет алкогольных напитков. Поскольку одна из хозяек кафе - Светлана - вегетарианка, в меню много позиций для вегетарианцев и сыроедов. Однако, по словам девушек, самым большим спросом у посетителей пользуются пончики и домашние вафли.
Девушки отмечают, что рынок коворкинг-мест не насыщен, но конкуренция чувствуется, поэтому Эльнара и Светлана сами работают в зале и стараются запомнить имена своих гостей.
"Наша обстановка совершенно нетипичная для Петербурга: такое светлое место в городе найти трудно, - говорит Эльнара. - Яркий дизайн будоражит сознание, заставляет думать - здесь нельзя сидеть спокойно". Кроме помещения, где можно поесть и поработать, "Третье место" включает отдельную комнату для семинаров, встреч и лекций на любые темы. Это, по словам девушек, делает созданную ими площадку для общения еще интереснее.
Сам формат коворкинг-кафе придумал Иван Митин: его бренд "Циферблат" уже довольно известен, заведения с таким названием есть по всей России. В Петербурге два "Циферблата" работают на Невском пр. В Москве существует идеологически близкий "Циферблату" проект антикафе "Бабочки", в Петербурге это "Зеленая комната" в лофт-проекте "Этажи" и коворкинг-центр "Зона действия".
По словам Юрия Лифшица, руководителя коворкинг-центра "Зона действия", в Петербурге этот формат только набирает обороты, и большинство потенциальных клиентов еще просто не знают о существовании такой услуги: "Рынок надо создавать, ведь люди не ходят по улицам, мечтая зайти в коворкинг-кафе". Поэтому объем рынка определяется образовательной активностью владельцев таких мест, считает он: если у коворкинг-кафе низкая арендная ставка и небольшие суммы пошли на ремонт, то такой бизнес окупит свой стартовый капитал за несколько месяцев.