Ленобласть привлечет 1,5 млрд рублей частных инвестиций для социальных проектов на основе ГЧП

Автор фото: Яндолин Роман

В условиях экономии бюджетных денег область привлекает инвесторов к социальным проектам на основе ГЧП и ожидает от них инвестиций в несколько миллиардов рублей. Бизнесмены опасаются подводных камней при сотрудничестве с властями.

Вчера вице-губернатор по экономическому развитию Ленобласти Дмитрий Ялов дал свою первую на этом посту пресс-конференцию после переговоров с бизнесменами из Американской торгово-промышленной палаты. Коньком новых властей станут проекты на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В комитете экономического развития для этого создается специальный департамент. Заинтересованность проектами ГЧП уже выразили группа компаний "Лаура" совместно со Сбербанком РФ, шведский концерн NCC и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Общий объем инвестиций в их проекты может составить от 1,5 млрд рублей.
Из ранее заявленных проектов на основе ГЧП будет построен Ново-Ладожский водовод стоимостью 50 млрд рублей. Инвестиционное соглашение с компанией Knightsbridge было подписано еще прежним правительством ЛО.
Как рассказал Дмитрий Ялов, в Ленобласти до конца года стартует строительство восьми многофункциональных центров (МФЦ) по оказанию государственных и муниципальных услуг. Правительство отказалось финансировать их строительство, которое обошлось бы бюджету в 500 млн рублей. Инвесторами проекта готовы стать Сбербанк и группа компаний "Лаура". "Мы объявили о запуске строительства небольших дилерских центров в области, и представители Сбербанка вышли на нас с предложением создавать единые центры, где расположатся офисы Сбербанка, - рассказал председатель совета директоров ГК "Лаура" Игорь Щербаков. - Пока мы готовы построить восемь типовых зданий площадью до 1,5 тыс. м2 каждое. Общий объем инвестиций в них может составить 120 млн рублей. В каждом здании расположатся два дилерских центра по 300 м2 и от 150 до 200 м2 займут офисы Сбербанка. Остальные площади уйдут под торговые зоны или мы готовы сдавать их в аренду по льготной ставке для размещения структур, оказывающих государственные и муниципальные услуги. Срок окупаемости проекта, по нашим прогнозам, составит 5-6 лет".
Пример инвестиций в МФЦ есть в Приозерском районе. Центр площадью 6000 м2 построен на деньги инвестора (около 200 млн рублей), якорными арендаторами являются госструктуры, что обеспечивает коммерческим компаниям регулярный поток клиентов. Сроки окупаемости этого проекта, по оценке инвестора, ПО "Лидер", составят 7-9 лет. Аналогичные проекты ПО "Лидер" планирует в Кировском, Ломоносовском и Тосненском районах.
Еще один проект на основе ГЧП готовится совместно с ЕБРР. Как пояснил Дмитрий Ялов, речь идет о реконструкции системы центрального теплоснабжения Ломоносовского района. В ЕБРР рассказали, что объем кредитования оценивается в 600 млн рублей. Кредит первой очереди в 400 млн рублей будет выделен муниципальной компании, ООО "ЛР ТЭК".
Он будет выдан с использованием инвестиционной субсидии со стороны "Экологического партнерства северного измерения" (международная организация, координирующая работу государств-партнеров и международных финансовых организаций, специализируется на состоянии водных ресурсов и очистке сточных вод. - "ДП"). Возвращать инвестиции предполагается за счет повышения тарифов. ЕБРР уже реализует в области в рамках программы сохранения культурного наследия создание многофункционального межмузейного центра стоимостью 1 млрд рублей.
Еще один инвестор, шведский концерн NСС, готов создавать на основе ГЧП социальную инфраструктуру. Дмитрий Ялов детали не уточнил. В компании вчера не удалось получить комментарии. Вероятно, речь идет о строительстве детских садов и школ. Известно, что у NCC во Всеволожском районе области реализован жилой проект "Эланд": на площади 6,6 га возведено девять домов общей площадью 150 тыс. м2.
Другой проект Village также планируется во Всеволожском районе. На участке площадью 20 га будет возведено 37 домов, общая площадь составит 95,4 тыс. м2. По оценкам АРИН, стоимость строительства здания школы - 750-800 млн рублей, а детского сада - 190-210 млн рублей.
Проекты ГЧП не регулируются федеральным законодательством, а на региональном уровне не всегда получается гладко отрегулировать механизмы, касающиеся, например, земельных вопросов. Пожалуй, это главный фактор, который препятствует распространению ГЧП в регионах. Кроме того, такие проекты предполагают четкое взаимодействие между инвестором и властью в том, что касается юридических, финансовых и организационных вопросов. На практике получается, что все начинания продвигаются с большими коррективами по срокам. В конечном счете все зависит от обоюдного желания и взаимной заинтересованности инвестора и региона. Нерешаемых проблем нет, была бы добрая воля.
Константин Симаков
вице-президент ГК "Балтрос"
Группа "ЛСР" в прошлом году также объявила о строительстве 10 дет­ских садов на 100-280 мест в разных районах области. Вложенные средства областной бюджет возвратит компании в течение 3 лет. Стоимость 1 м2 оценивалась в 30 тыс. рублей. Общий объем инвестиций пока не уточнялся. ЗАО "Корта" также пообещало построить 12 частных детских садов на 40-50 мест каждый в обмен на участки земли, обеспеченные инфраструктурой.
В Петербурге также есть опыт создания социальной инфраструктуры на основе ГЧП. Застройщик жилого района "Славянка" и микрорайона "Новая Ижора" - компания "Балтрос" строит в Пушкинском районе две школы и три детских сада. Общий объем инвестиций - более 2 млрд рублей. По инвестиционному соглашению город должен выкупить объекты в рассрочку в течение 10 лет.
Сложностей у инвесторов будет достаточно. Если практические моменты девелоперы решать умеют, то в договоренностях с государством приходится быть осторожными. Пример тому - "Невская ратуша", которая строилась под размещение органов государственной власти, а в итоге может стать музеем или центром детского творчества. Хотя небольшой опыт реализации аналогичных проектов в соседних регионах есть, полноценно опираться на него невозможно. Все дело в том, что почти отсутствует юридическая проработка документов при осуществлении проектов ГЧП. Она еще толком не наработана на практике. Соответственно, во многом договоренности между властью и инвесторами держатся на честном слове.
Светлана Чевдарь
директор по консалтингу и оценке недвижимости компании "Лаир"
Более масштабный проект на основе ГЧП - "Орловский тоннель" стоимостью более 100 млрд рублей - закончился плачевно для инвестора: проект был сначала заморожен, а затем и вовсе свернут Смольным. С другой стороны, Западный скоростной диаметр продолжает строиться с использованием схемы ГЧП.
Инвесторы, готовые вкладывать в социальные проекты, объявились весьма кстати. Власти Ленобласти сейчас ищут пути экономии бюджетных средств.
Губернатор Александр Дрозденконе только заблокировал выделение бюджетных средств на строительство МФЦ, но и отказался выделять дополнительные 2 млрд рублей в дорожный фонд, потребовав ревизии дорожной отрасли.