На территории промзон хотят создать площадки для творческих организаций

Автор фото: Михаил Спицын

Комитет по инвестициям и стратегическим проектам предлагает создать в городе креативный кластер на территории промзон. Но есть риск, что Смольный свернет либо этот революционный проект, либо сам комитет.

Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) летом планирует вынести на утверждение городскому правительству программу развития так называемого креативного кластера. Она подразумевает передачу бывших промышленных площадок в руки частных инвесторов, которые должны приспособить их под нужды творческих организаций, например художественных галерей, архитектурных мастерских, выставочных центров.
Эксперты говорят, что эта идея может найти отклик у инвесторов, если власти будут оказывать им поддержку. Объем инвестиций в один объект может составить от 600 млн рублей.
Как объясняет заместитель председателя КИСП Ирина Бабюк, творческие проекты эффективно трансформируют депрессивные районы в привлекательные городские пространства. "К сожалению, у нас пока нет единой стратегии в отношении памятников промышленной архитектуры, - говорит она. - Одним из вариантов их использования может стать приспособление под креативный кластер".
Сейчас 29 промышленных зон Петербурга подлежат выводу из центра или редевелопменту. Площадь исторического центра города - 5,8 га, а промышленных территорийна ней - 2,4 га. "Стоимость редевелопмента подобных площадок может составлять $1200-1500 на 1 м2, но объем вложений может быть и ниже - в случае применения необычных решений", - говорит директор по консалтингу NAI Becar Альбина Ямалетдинова, отмечая, что в этом формате проектов в городе нет. Для привлечения инвесторов Смольный планирует компенсировать им часть затрат на реконструкцию промышленных площадок и выпадающие доходы, связанные с низкой арендной ставкой. Льготы по аренде должны привлечь сами творческие организации.
По оценке КИСП, на долю творческих индустрий приходится 5% общего числа компаний города. Оборот оценивается чиновниками в 83 млрд рублей в год, а с учетом теневого рынка - 116 млрд рублей, то есть 2% совокупного оборота организаций в городе. Самыми крупными секторами являются рекламный, в котором работают 5 тыс. компаний (29%), и издательско-полиграфический, представленный 4,7 тыс. компаний (27%). Ежегодный объем рынка рекламы составляет более 16 млрд рублей, а рынок кинотеатров является вторым по величине в России с оборотом 3,2 млрд рублей.
В Петербурге уже есть небольшие творческие пространства - так называемые лофты. Опыт создания подобных масштабных проектов есть в Москве. Правда, развивались они на собственные средства инвесторов. В частности, "Винзавод" (20 тыс. м2), центр дизайна ARTPLAY, где расположены 70 архитектурных бюро и мастерских (75 тыс. м2), дизайн-завод "Флакон" (25 тыс. м2). По оценкам экспертов, вложения в редевелопмент промышленных территорий в Москве площадью около 20 тыс. м2 несколько лет назад составляли $10-12 млн. Ставка аренды этих площадей равна среднерыночной и составляет от $500 за 1 м2.
Сейчас московские власти также заинтересовались созданием своего творческого кластера. Так, такой квартал должен появиться на территории завода им. Лихачева (около 300 га).
Александр Петров, глава консалтинговой компании Pierce & Clark, отмечает, что творческие индустрии генерируют около 2% ВРП Петербурга, а развитие творческого кластера позволит повысить эту цифру до 7% в течение 6 лет.
По мнению директора московского агентства "Творческие индустрии" и Дворца культуры ЗИЛа Елены Зеленцовой, петербургский проект может заинтересовать крупных столичных бизнесменов. "В прошлом году мы проводили исследование по творческим индустриям России (по заказу финских компаний), - отмечает она. - У Петербурга много перспектив - эта ниша пока не занята, а сам город близок к Европе, где это достаточно развито".
Роль городских властей бизнесмены видят и в улучшении городской среды: освещения на улицах, увеличении числа парковок и т.д. "Московские власти более активно начинают поддерживать культурные инициативы кластеров, предоставляя им социальную рекламу и другие возможности", - говорит Алина Сапрыкина, арт-директор центра дизайна ARTPLAY.
Впрочем, эта инициатива вдохновляет не всех. "Идея красивая, хотя и не новая, - говорит Сергей Фивейский, управляющий директор ОАО "Кировский завод". - О ее реальности можно будет говорить, когда будут конкретные цифры. Я не знаю ни одного питерского девелопера, у которого такая идея была бы проработана на уровне бизнес-проекта".
Кроме того, на жизнеспособность идеи с креативным кластером могут повлиять и политические факторы. Во-первых, с приходом нового губернатора Смольный начал сворачивать многие крупные проекты, поддержанные прежним руководством города. А во-вторых, не до конца ясна судьба самого КИСП, который недавно покинул его председатель Алексей Чичканов.