Василий Шестаков: "Тяжеловесы с легковесами всегда сходятся"

Автор фото: Лучинский Евгений

Президент Международной федерации самбо и депутат Думы Василий Шестаков рассказал, почему самбо должно попасть в программу Олимпийских игр, как он познакомился с Владимиром Путиным, когда выйдет его совместная с Федором Емельяненко книга и почему "Справедливая Россия" - винегрет, а оппозиция действует через Интернет.

Расскажите о Комплексной школе высшего спортивного мастерства, директором которой вы являетесь.
- На сегодняшний день она полностью финансируется городом, здесь у нас представлены различные виды единоборств. Школа была организована практически сразу после войны, у нас даже есть тренер по дзюдо, который был первым учеником этой школы и которому сейчас 87 лет. Я пришел работать в спорткомитет в 1978 году, а к 1980 году, к Олимпийским играм, было построено это здание. С тех пор здесь площадка, которая готовит все сборные команды по видам единоборств: например, по вольной и классической борьбе, самбо.
Школа переживала разные периоды, например в 2000-х на нее обратили внимание бандиты - вербовали спортсменов. По классической борьбе, в частности, орудовали кумаринские ребята. Мы с этим долго боролись. Мне пришлось привлечь Виктора Кабацкого, бывшего тогда начальником питерского ОМОНа, чтобы разобраться с ситуацией. В самбо лезть перестали после прихода в петербургскую федерацию Андрея Клямко. На спортсменов всегда смотрят как с одной стороны, так и с другой - как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны бандитских структур. Этот переходный период позади.
В школе тренировались многие талантливые спортсмены, например будущий тренер Владимира Путина Анатолий Рахлин, есть и олимпийские чемпионы. Сейчас ждем, что несколько человек от школы попадут на Олимпийские игры в Лондоне. Развивается фехтование, среди боксеров появился неплохой тяжеловес.
К сожалению, школы высшего спортивного мастерства упразднили, введя понятие "спортивная подготовка" и убрав термин "учебно-тренировоч­ный процесс". На самом деле, я считаю, сделали большую ошибку, потому что любая спортивная деятельность - образовательная. Еще Петр Лесгафт в свое время говорил, что если один человек показывает что-то другому, то это уже обучение. У нас же сидят такие умные чиновники, которые считают, что спортивная подготовка не является обучением. А с этим связаны различные доплаты, законы и т.д. Получается, что искусственно создали ситуацию, что у нас сейчас не школа высшего спортивного мастерства, а ДЮСШ. И, когда спортсмены достигают 18 лет, мы их должны выгонять. Приходится идти на различные ухищрения и уловки, чтобы они все-таки остались.
Вы знакомы со многими известными персонами, Владимиром Путиным например. Способствуют ли развитию самбо такие контакты?
- Владимир Владимирович вообще человек спортивный и поддерживает любые виды спорта. Но мы все начинали с самбо.
Путин - мастер спорта и чемпион города по самбо, призер Центрального совета общества "Труд". К самбо он относится так же трепетно, как к дзюдо. В прошлом году, выступая в Сочи на открытии боев без правил, он сказал, что все именитые спортсмены-единоборцы вышли из самбо. Во время Олимпийских игр в Токио, в 1964 году, когда дзюдо стало олимпийским спортом, призерами от нашей команды стали именно самбисты: Арон Боголюбов, Олег Степанов, Анзор Кикнадзе. Федерации дзюдо тогда еще не было, она появилась лишь в 1972 году.
Петербургскую федерацию самбо сегодня возглавляет и отчасти спонсирует крупный бизнесмен Андрей Клямко (совладелец группы "Смарт-холдинг"). Результаты есть: два чемпиона мира от Петербурга.
Помогает и Борис Ротенберг, возглавляющий общество спортивных единоборств "Отечество": в двенадцатый раз они провели крупнейшие соревнования среди юношей, приуроченные ко Дню Победы.
Расскажите, как вы познакомились с Владимиром Путиным? Часто общаетесь?
- Общаться мы начали в 1968 году, когда попали в сборную команду "Труда", он занимался у одного тренера, я - у другого. Так всегда получается у борцов: тяжеловесы с легковесами всегда сходятся. Человек он интересный, с хорошим чувством юмора, уже в то время много знал и много читал, у него было желание поступить на юрфак, он четко знал, кем он хочет стать и куда пойдет. В дальнейшем, когда он стал расти как чиновник, как руководитель, мы поддерживали контакт. Он как раз из тех, кто не бросает друзей. Это отмечают все: и друзья, и противники. Не бывало, чтобы он нос задрал и забыл про тех, с кем общался.
А как складывалась ваша карьера?
- Я остался в Школе высшего спортивного мастерства с 1978 года, был сначала тренером, потом старшим тренером, потом директором школы, а потом началась активная политическая борьба. Мы с группой единомышленников создали "Социалистическую единую партию России".
В 2004 году я попал в Госдуму, но продолжал заниматься спортом. И, когда заканчивался второй срок нахождения в Госдуме, когда уже наша партия объединилась со "Справедливой Россией" Сергея Миронова, мне предложили возглавить Международную федерацию самбо. С той поры я здесь, уже третий год. Мне кажется, у федерации есть хорошие результаты, хорошие спортсмены. Недавно прошел чемпионат мира по самбо в Вильнюсе - мы заключили договор с "Евровидением" (международным вещательным союзом) о телетрансляции на три континента. Одновременно нашу международную "картинку" мы отдали в Интернет - показатели по посещаемости были великолепные. Это говорит о том, что самбо пользуется интересом не только у нас в России.
В связи с чем было принято решение оставить "Справедливую Россию"?
- Мы разошлись по принципиальным вопросам. Я не мог выступать против тех решений, которые принимал Владимир Путин, хотя мы строили единую партию социальной справедливости.
В "Единую Россию" я, кстати, не перешел - остался в "Народном фронте". Когда началась оголтелая критика, когда появились такие депутаты, как Илья Пономарев, когда появились так называемые белоленточники, фракцию стало раздирать изнутри. Оппозиция практически разбегается сейчас. Уходит, например (хотя сделали вид, что его выгнали), председатель Партии пенсионеров Игорь Зотов.
В "Справедливой России" самостоятельную линию проводит Дмитрий Гудков, Илья Пономарев непонятно куда тащит партию. Проводить единую политику они не могут сейчас, и невозможно объединить их между собой. Винегрет, собранный в одной партии. И я не знаю, долго ли вообще продержится фракция. Высказывания со стороны Сергея Миронова и других членов партии меня совершенно не устраивали. Я понимаю, что критиковать надо, и сам готов критиковать. И понимаю, что есть недостатки - особенно в том, что касается коррупции, полиции. Но, если посмотреть (а я занимаюсь международной деятельностью, много бываю в других странах), могу сказать: за рубежом все это тоже есть. И в Америке, и во Франции, и в Италии.
Сейчас, на мой взгляд, идет какая-то целенаправленная борьба через Интернет, через оппозиционеров, которые неизвестно откуда появились, которые выходят - и понятно, что они не свою программу, не свои слова пытаются донести. Компания специально срежиссирована, специально организована. Травля начинается по команде, по команде она и прекращается. Вот, например, мы видим, как начали прессовать РПЦ. Сначала запустили туда Pussy Riot, потом стали писать про часы патриарха и квартиру.
А в Интернете можно написать что угодно - проверить, что правда, а что нет, невозможно. Интернет - это помойка. И в этой помойке пытаются формировать какие-то мнения, которые не требуют никаких доказательств. Я думаю, идет проплаченная нашими "друзьями" борьба. И мне то странно, что "Справедливая Россия" и КПРФ поддерживают это.
В октябре следующего года в Петербурге пройдут всемирные игры единоборств "СпортАккорд". Как идет подготовка к ним?
- Когда я разговаривал с Хайном Вербрюггеном, президентом "СпортАккорда", о том, чтобы провести игры в Петербурге, у России не было чемпионата мира ни по футболу, ни по легкой атлетике, не было других крупных спортивных мероприятий. На сегодняшний момент Россия пригласила к себе очень много видов спорта, и уровень "СпортАккорда" немного поблек.
Сегодня в "СпортАккорд" входят 15 олимпийских и неолимпийских видов спорта. Предполагается, что в мероприятии примут участие около 2 тыс. спортсменов из 120 стран мира. Мы планируем приурочить к этим соревнованиям и чемпионат мира по самбо.
Соревнования будут финансироваться из трех источников: со стороны "СпортАккорда", федерального и регионального бюджетов. Сейчас идут переговоры о том, в каких размерах стороны будут финансировать проект. Точные цифры пока неизвестны, но могу сказать, что в Пекине на соревнования такого уровня было затрачено около $20 млн.
Я думаю, что мероприятие в любом случае окупится, потому что те, кто приезжает на соревнования, оставляют в городе деньги, которые через налоги возвращаются городу.
На какой площадке планируется принять спортсменов? "М-1" и клуб дзюдо "Явара-Нева"  заявляли о планах по строительству спорткомплексов в парке 300-летия и на Бычьем острове соответственно…
- Новые объекты, приуроченные к "СпортАккорду", вряд ли будут построены - будет лишь косметический ремонт инфраструктуры. Но в Петербурге достаточно площадок для проведения мероприятий такого уровня: СКК "Петербургский", "Юбилейный", Ледовый дворец, спорткомплекс в Веселом поселке.
Сколько человек увлекаются и профессионально занимаются самбо в Петербурге?
- В России занимается около 400 тыс. человек. В Петербурге, я думаю, где­то 2-5 тыс.
Сейчас заниматься стали меньше, чем раньше. Это связано с уменьшением тренерского состава: если раньше в Петербурге было 200 тренеров, то сейчас всего 20. А это в свою очередь связано с тем, что зарплата тех, кто начинает работать с юношами, за исключением Петербурга и Москвы, где самбо активно интересуются и поддерживают, составляет 5-7 тыс. рублей. На такие деньги начинающий педагог прожить не может. Но это проблема вообще всего спорта в России - не только самбо.
Вопрос о необходимости повысить уровень зарплаты тренерского состава в Госдуме поднимался не раз, но, как говорится, воз и ныне там. Выделяются огромные деньги на развитие спорта, но, к сожалению, до начинающих тренеров они не доходят.
Моими руками отдельно было прописано положение об армейском спорте, но сейчас мы видим, что Минобороны практически своими руками его разрушило.
На сегодняшний день перед нами стоит задача, чтобы самбо попало в программу Олимпийских игр. Сейчас мы активно работаем в этом направлении с Международным олимпийским комитетом. Для нас это очень важно, так как за всю историю царской Российской империи, СССР и современной России в Олимпийских играх не было представлено ни одного вида спорта, имеющего российские корни.
О том, насколько популярно самбо, можно судить уже по тому, что, когда, например, Федор Емельяненко приезжал в Петербург драться с Джефом Монсоном, билетов не было вообще. За рубежом, кстати, Емельяненко популярен не менее, чем в России, он много выступает в США, Японии и Южной Корее, является лицом международной федерации самбо во Всемирной организации "Спорт и мир", возглавляемой принцем Монако.
Открою небольшой секрет: сейчас мы уже практически закончили книгу о самбо, где Федор Емельяненко и я - соавторы.

Биография

Василий Шестаков родился в 1953 году в Ленинграде. В 1976 году окончил ВТУЗ при Ленинградском механическом заводе. В 1989 году - аспирантуру Ленинградского НИИ физической культуры. С 2002 года  - директор Всемирной федерации кобудо по России. Вице-президент спорткомплекса "Явара-Нева", директор Комплексной школы высшего спортивного мастерства. С декабря 2003 года - депутат Госдумы РФ, член комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи.