Соседи России открывают новые низкобюджетные авиарейсы, которые явно найдут спрос среди россиян. Из Риги можно будет недорого улететь в Мадрид. Пока в России нет авиадискаунтеров, растет конкуренция за наших туристов между аэропортами Прибалтики и Финляндии.
Испанский авиадискаунтер Iberia Expess начинает с 3 июля полеты из аэропорта Риги в Мадрид. Рейсы будут выполняться 2 раза в неделю, следует из расписания на сайте авиакомпании. Цены начинаются от 70 евро в один конец, говорят в рижском аэропорту. Для сравнения, авиакомпания "Россия" предлагает прямой перелет из Петербурга в Барселону за 200-250 евро в один конец.
Другой лоукостер – Norwegian – в апреле открыл рейс Рига – Стокгольм, а в мае – Рига – Копенгаген. Билеты на эти рейсы стоят от 30 евро.
Не секрет, что расположенные вблизи российских границ аэропорты пользуются большой популярностью у россиян, лишенных возможности летать по низкобюджетным тарифам из родной страны. Так, например, в аэропорту финской Лаппенранты россияне составляют около половины всех пассажиров.
В рижском аэропорту такой статистики не ведут, но признают, что у них бум пассажиров из России. Серьезный плюс аэропорта, кроме дешевых рейсов, заключается в том, что почти весь его персонал говорит по-русски.
Приграничные аэропорты вовсю конкурируют за российских пассажиров. Член совета директоров аэропорта Риги Алдис Мурниекс признает, что после того, как авиадискаунтер Ryanair начал летать из Таллина, в Риге замедлился рост пассажиропотока.
Сейчас авиадискаунтеры выполняют 27% рейсов из Риги. Для них отведено отдельное место около аэровокзала, куда не ходят автобусы. Пассажиры идут в аэровокзал пешком, что соответствует концепции экономии издержек. Алдис Мурниекс отмечает, что у аэропорта высока доля неавиационных доходов, что позволяет ему снижать цены для авиакомпаний.
Из 17 авиакомпаний, летающих из Риги, классических лоукостеров три: Ryanair, Norwegian и Wisair. Латвийская авиакомпания AirBaltic является "частичным" дискаунтером. Автобусная компания Lux Express (на российском рынке известна как Eurolines) возит пассажиров из Петербурга таким образом, чтобы те как раз успевали на рейсы AirBaltic.
В 2011 году аэропортом Риги воспользовались 5,1 млн пассажиров. Для сравнения, пассажиропоток Пулково составил 9,6 млн. Однако если в Петербурге живет почти 5 млн человек, то в Риге – чуть больше 700 тыс. В 2013 году рижский аэропорт планирует перевезти 14 млн пассажиров.
Авиационная отрасль приносит 2% ВВП Латвии.