Износ оборудования замедлит Минфин

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Лизингодатели ждут сокращения объемов бизнеса и ухода клиентов в банки после отмены ускоренной амортизации.

Министерство финансов , формируя новые направления налоговой политики, заявляет, что повышающий коэффициент амортизации необходимо сохранить только при совершении лизинговых операций, соответствующих задачам модернизации экономики и обновления фондов производственного сектора, а не для всех предметов лизинга, как это происходит сейчас. "ДП" узнал мнение участников рынка относительно возможного нововведения.
Валентин Карнарук, директор по развитию ГК "Балтийский лизинг" :
"Что есть амортизация? По сути это установленные законом для предприятий нормы по снижению стоимости основных средств (оборудование, транспорт и т.?п.), чтобы на остаточную стоимость начислять налог на имущество и определять базу налога на прибыль. Ускоренная - значит быстрее уменьшается стоимость имущества, а значит, меньше начисляется налогов на имущество! Вот они, потери! Но лизинговое сообщество давно предоставило в Минфин расчеты, где наглядно видно, что эти "потери" более чем в 10 раз меньше, чем налоги, выплачиваемые лизинговыми компаниями от своей прозрачной деятельности по замене старых основных средств, которые в 70 случаях из 100 полностью изношены. И где здесь выгода? Пусть разваливается станочный парк, сокращается производство российских товаров!"
Михаил Демченко, директор ООО "Интерлизинг" :
"К перспективе отмены ускоренной амортизации отношение больше негативное. С одной стороны, отмена коэффициента приведет к определенному сокращению спроса на услугу. С другой - в большинстве стран у лизинга отсутствуют льготы, а продукт там все равно востребован. Скорее всего, это нововведение приведет к трансформации услуги, которая будет направлена на придание новой ценности продукту в глазах клиента. Также степень влияния будет зависеть от возможного снижения ставки налога на имущество. Объяснением такой меры может быть увеличение бюджетных расходов, которые, возможно, будут профинансированы, в том числе и за счет увеличения налогового бремени на бизнес".
Марина Воробьева, первый заместитель генерального директора ООО "Петербургская лизинговая компания":
"Только 9,6% оборудования в российской промышленности имеет возраст до 5 лет. В то время, когда объявлен курс на модернизацию экономики, говорить об устранении коэффициента ускоренной амортизации нелогично. Применение ускоренного коэффициента к исчислению амортизации позволяет стимулировать рост капитальных вложений, помогает справится не только с понятием "физический износ" но и с понятием "моральное старение".
Почему необходимо сохранить этот коэффициент для лизинговых компаний? Потому что разрушен механизм управления фондами предприятий. Исчезли понятия "фонд капитального ремонта", "фонд технического перевооружения", "фонд капитальных вложений" и т.д. Именно лизинг позволяет предприятиям (лизингополучателям) целевым образом использовать привлеченные инвестиции и планировать свою деятельность в долгосрочной перспективе".
Антон Малышев, начальник кредитного отдела лизинговой компании "СЛК":
"К отмене коэффициента ускоренной амортизации мы, как и большинство лизинговых компаний, относимся отрицательно. Мы не всегда его применяем (особенно по лизингу стандартной техники), но в ряде случае (лизинг вагонов, недвижимости) он позволяет экономить. Лизинг может стать дороже для конечного пользователя, многие клиенты могут сделать выбор в пользу кредитования. Для чего это делается? Сложный вопрос. Правительство работает на повышение сбора налогов".
Роман Маланин, генеральный директор "ПН-Лизинг":
"Отмена ускоренной амортизации обсуждается уже 2 года. Летом 2011 года Минфин подтвердил, что коэффи­циент ускорения надо отменять, сохранив лишь для некоторых видов оборудования. Перечень оборудования и сроки отмены пока неясны.
Как показал опыт отмены ускоренной амортизации автомобилей в 2009 году, спад показателей будет неизбежен. Тогда, по оценкам экспертов, сегмент сократился на треть. Ускоренная амортизация - основное преимущество лизинга перед другими способами приобретения основных средств. Благодаря ускоренной амортизации лизингополучатель ставит на свой баланс имущество по нулевой балансовой стоимости, за счет чего получает значительную экономию по налогу на имущество.­ В совокупности налоговые льготы делают лизинг выгоднее кредита на 5-20%.
Минфин рассчитывает пополнить бюджет за счет увеличения базы, облагаемой налогом на имущество. При этом упускается из виду, что автоматически снизятся поступления от НДС (все имущество, приобретаемое в лизинг, облагается НДС) и налогов на прибыль лизингодателей. Таким образом, кумулятивный эффект от нововведения может быть отрицательным".