Совладелец ОАО "Группа "Илим" Леонид Ерухимович занялся продажей одежды в Финляндии

Автор фото: Яндолин Роман

Совладелец ОАО "Группа "Илим" Леонид Ерухимович решил заняться розничным бизнесом. Бизнесмен открыл в Финляндии первый одежный дисканутер будущей сети торговых центров H-Store.

Леонид Ерухимович наряду с Захаром Смушкиным и братьями Зингаревич является миноритарным акционером ОАО "Группа "Илим". Однако в отличие от достаточно публичных Зингаревичей и Смушкина Ерухимович - персона более закрытая, хотя в бизнесе группы "Илим" он работает с основания. О его собственном бизнесе, не связанном с группой, практически ничего не известно.
Как рассказал "ДП" Леонид Ерухимович, первый торговый комплекс H-Store открыт в конце 2011 года в городе Лаппенранта, в 16 км от российско-финской границы. Инвестиции в его открытие составили 60 млн рублей. Для развития собственного розничного направления Леонид Ерухимович учредил финскую компанию Haver oy, в которой 85% принадлежит ему, остальные 15% - двум физлицам, гражданам Германии и России.
"Мы арендовали у английского инвестфонда отдельно стоящий торговый комплекс общей площадью 1,3 тыс. м2, из них торговая площадь - 900 м2", - рассказал Леонид Ерухимович. Он пояснил, что в центре продается одежда сегмента luxury текущего и прошлого сезонов ведущих­ одежных брендов Италии, Франции, Швеции, среди которых такие марки, как Trussardi, Prada, Tom Tailor, Polo, Tiger of Sweden. Срок окупаемости проекта - 3 года.
Сейчас уже идет подготовка к открытию второго комплекса в Хельсинки, который будет запущен в конце этого года. Его площадь составит 900 м2, инвестиции - 50-70 млн рублей. Параллельно ведется поиск площадей под третий торговый комплекс.
Целевая аудитория H-Store - это российские туристы, регулярно посещающие Финляндию. Жители Петербурга привыкли ездить в эту страну за покупками, так как товары там дешевле и, по распространенному мнению, более высокого качества.
На первом этапе компания решила остановиться на открытии трех комплексов. "В нашем, как и во многих других финских магазинах, можно оформить tax free или возврат НДС", - говорит Леонид Ерухимович, подчеркивая, что уже сейчас ­H-Store посещают от 120 до 350 человек в день, при этом сумма среднего чека - 120 евро.
Компания решила обкатать этот проект сначала в Финляндии, где по сравнению с Петербургом более низкие арендные ставки и меньше затраты на персонал. При этом Леонид Ерухимович не исключает, что в будущем может открыть H-Store и в России.
Очевидно, что аудитория магазинов, продающих прошлые коллекции сегмента luxury в Финляндии, будет рассчитана на российского покупателя. Понятно также, почему инвестор решил заняться этим проектом, - арендные ставки невысоки, вложения в проект наверняка небольшие, наценки ниже, чем в России. Но было бы хорошо, если бы инвесторы вкладывали средства в развитие магазинов товаров сегмента luxury в России. Это сложнее и более рискованно, но зато товары данного сегмента в нашей стране были бы более доступными. Более перспективной, чем развитие небольших магазинов с дорогими брендами в Финляндии, мне кажется идея создания shopping village, когда на большой территории в несколько гектаров располагается множество магазинов с одеждой прошлых и текущих коллекций различных марок, причем как luxury-сегмента, так и масс-маркет. Эта идея заимствована из опыта европейских компаний. В России первый подобный проект реализует в Подмосковье американский девелопер Hines совмест­но со столичным холдингом "Белая Дача" - "Outlet Village Белая Дача". Для Петербурга же аналогичный проект может стать актуальным не ранее чем лет через пять.
Дмитрий Федосов
Партнер Ralph Inc Agency (управляет в Петербурге магазином Louis Vuitton)
Эксперты российского розничного рынка подтверждают, что в Финляндии затраты на открытие торгового комплекса по продаже одежды luxury-сегмента ниже. Кроме того, розничные цены на премиальную одежду в Финляндии ниже, чем в России: при ввозе в нашу страну вещи облагаются значительными пошлинами.
Сама по себе идея открытия дискаунтеров в Финляндии кажется очень продуктивной. Дело в том, что одежда модных марок при ввозе в Россию облагается значительными пошлинами вне зависимости от того, стоковые это закупки или новые поставки. В результате в наших условиях реальных дискаунтеров просто не может быть, если, конечно, мы говорим о легальной части рынка. При ввозе одежды и аксессуаров из ЕС в Финляндию никаких таможенных барьеров не существует. Если к тому же учесть, что арендные ставки в Лаппенранте и Хельсинки существенно ниже, чем в Петербурге, то цены могут быть на очень интересном уровне. Целевая аудитория понятна из адресов. Города Лаппенранта и Хельсинки - это рынки традиционного шопинга россиян. Если среди них будут появляться финны, а в случае Хельсинки и прочие туристы, так это только плюс для бизнеса. Сегодня за модной одеждой едут в Италию, а Финляндия существенно ближе. Главное - аккуратно решить вопросы по правам на торговые марки, но если проект уже осуществляется, значит, организационные вопросы успешно решены.
Евгений Цивин
генеральный директор сети магазинов кожгалантереи и аксессуаров Edmins
Леонид Ерухимович, видимо, познакомился с будущими партнерами по бизнесу - братьями Зингаревич и Захаром Смушкиным в Ленинградском государственном технологическом институте целлюлозно-бумажной промышленности: все четверо акционеров группы "Илим" окончили этот вуз.
В начале 1990-х годов было создано ЗАО "Финцелл", среди акционеров, по данным некоторых СМИ, значились Захар Смушкин, братья Зингаревич, а также ныне бывший, а в тот период будущий президент России Дмитрий Медведев. Позже "Финцелл" создал дочернюю компанию - ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз" в качестве экспортера целлюлозно-бумажной продукции, позже она начала скупку лесных активов в России. В этой компании Дмитрий Медведев около года был директором по правовым вопросам.
Леонид Ерухимович с 1993 года являлся директором петербургского представительства Intertsez A.S. (Швейцария). Эта компания - один из учредителей "Илим Палп Энтерпрайз".
В 2007 году 50% "Илима", ставшего на тот момент крупнейшей лесопромышленной корпорацией в России, было продано американской International Paper. Сумма сделки не разглашалась, однако эксперты оценили ее в $650-800 млн. В результате в совместном предприятии ОАО "Группа "Илим" 50% контролируют братья Зингаревич, Захар Смушкин и Леонид Ерухимович. При этом кому сколько принадлежит в отдельности - не разглашается.
Состояния Бориса Зингаревича и Захара Смушкина журнал Forbes в 2012 году оценил в $650 млн на каждого. При этом Михаила Зингаревича и Леонида Ерухимовича в списке Forbes нет.
Братья Зингаревич в основном инвестируют освободившиеся после продажи половины "Илима" деньги за рубежом. Так, они приобрели в 2010 году часть производственных активов Klausner Group, затем часть норвежского производителя электромобилей Think. Кроме этого, им принадлежит американская Ener1, производящая батареи для гибридных автомобилей и электрокаров. В 2011 году компания получила грант от правительства США в размере $118 млн, а в 2012 году подала заявление на банкротство.
Захар Смушкин инвестирует в розницу и девелопмент. Ему принадлежат сети "Домовой", которую он приобрел у "Адаманта" в 2011 году, и "Старт", а также ОАО "Старт Девелопмент", имеющее портфель проектов в жилой и коммерческой недвижимости. Среди последних его публичных приобретений - 74% акций ОАО "Ленинградские областные коммунальные системы".