Компания "Рестмин", подрядчик строительства ЗСД, грозит выкопать и продать проложенные под трассой сети

Автор фото: Trend/ Сергей Чевалков

Ввод в строй южного участка ЗСД в декабре 2012 года под угрозой. Один из подрядчиков - компания "Рестмин-ЭнергоСпецМонтаж", которая прокладывала коммуникации на отрезке от Краснопутиловской до Благодатной ул., заявляет, что так и не получила за эту работу часть денег от генподрядчика "Мостоотряд-19".

Компания "Рестмин" грозится выкопать и продать проложенный кабель, чтобы расплатиться с кредиторами (сама компания в стадии банкротства). Как рассказал "ДП" конкурсный управляющий "Рестмин-ЭнергоСпецМонтаж" ("Рестмин") Сергей Югай, на строительстве ЗСД компания работает с 2009 года. На ее счету - завершенные работы по прокладке коммуникаций на двух отрезках южного участка ЗСД: от Благодатной ул. до пр. Стачек (протяженность - 2 км, генподрядчик - ЗАО "Пилон") и от ул. Калинина до реки Екатерингофки (протяженность - 6,4 км, генподрядчик - ОАО "Мостоотряд-19").
Контракт по третьему отрезку южного участка ЗСД - от Краснопутиловской до Благодатной ул. - "Рестмин" заключил с ОАО "Мостоотряд-19" в июне 2009 года. В рамках контракта подрядчик перенес воздушные линии электропередач (ЛЭП) и часть из них (в виде кабеля) закопал под землю. Общая протяженность коммуникаций составила 7,8 км, а сумма контракта - 343 млн рублей.
"Контракт был полностью выполнен и оплачен заказчиком. Но на этапе приемки выяснилось, что часть работ в проект не попала - нужно было проложить еще 2 км кабеля", - говорит Сергей Югай.
В октябре 2009 года прошло совещание с участием представителей ЗСД, "Мостоотряда-19" и "Рестмина", где было решено обозначить эти работы как дополнительные. В октябре 2010 года был открыт соответствующий ордер ГАТИ. "Рестмин" приступил к работе за свой счет, а также привлек средства своих подрядчиков. Общий объем вложений составил около 140 млн рублей", - говорит Сергей Югай. Он пояснил, что многие подрядчики работают по такой схеме.
"Госзаказчики предпочитают оплачивать уже выполненные работы. Это происходит все чаще. Для подрядчика это определенный риск, особенно если из-за корректировки проекта появляются неучтенные работы", - подтверждает Дмитрий Рыжов, заместитель гендиректора по экономике и финансам ООО "Интарсия", у которого большой портфель подрядных работ на проектах с госфинансированием.
К августу 2011 года работы были выполнены на 80%. Возник вопрос об их оплате. "Рестмин" обратился к "Мостоотряду-19" и получил ответ, что данные работы не были включены в госконтракт и не могут быть оплачены. Cергей Югай утверждает, что соглашение между "Мостоотрядом-19" и ЗСД по финансированию дополнительного этапа было подписано только в марте 2012 года. "Сумма средств, выделенных на эту работу по госконтракту, - 200 млн рублей", - утверждает он. Подтвердить эту информацию в "Мостоотряде-19" и ЗСД не удалось.
Подрядчики, с которыми не смог расплатиться "Рестмин", осенью 2011 года подали на компанию в суд. На сайте Арбитража Петербурга и Ленобласти есть четыре соответствующих иска. А в декабре 2011 года "Рестмин" вынужден был сам подать иск о взыскании задолженности с "Мостоотряда-19".
"В суде представители ответчика заявили, что "Рестмин" выполнял данные работы самовольно. Хотя есть множество документов, из которых следует, что заказчик не только знал о проводимых работах, но и контролировал их", - констатирует Сергей Югай.
Если суд установит, что "Рестмин" выполнил работы самовольно, их результаты действительно могут не принять и оставить без оплаты. Более того, подрядчика могут обязать за свой счет устранить последствия выполненных работ. В этом случае компания будет вправе выкопать дополнительный участок проложенного кабеля и делать с ним все что угодно. Если же суд установит, что договорные отношения между сторонами были, то результат проделанной работы заказчик обязан будет принять и оплатить.
Игорь Гущев
Партнер юридической фирмы "Дювернуа Лигал"
В пресс-службе "Мостоотряда-19" заявили, что не могут отрицать факт конфликта с "Рестмином". "Противоречия глубокие. Более подробные пояснения дадим после принятия судебного решения", - заявили в пресс-службе компании. Очередное заседание Арбитража по этому делу назначено на 15 мая.
"Рестмин" был вынужден подать еще один иск в феврале 2012 года - о признании себя банкротом. Сейчас проходит инвентаризация активов компании и затрат ее подрядчиков, чтобы выяснить точную сумму задолженности. Штат сотрудников "Рестмина" с августа 2011 года сократился со 100 до четырех человек.
Сергей Югай утверждает, что переговоры с руководством "Мостоотряда-19" ни к чему не привели. "Было несколько встреч, где присутствовали все пострадавшие подрядчики "Рестмина". Люди заявили, что готовы даже подвинуться в цене, но с условием выплаты задолженности в ближайшее время. Пока не договорились", - сообщил он.
"Выкопать кабель" - это крайняя мера, до которой обычно не доходит. Хотя задержки в оплате дополнительных работ на проектах с государственным участием не редкость. Обычно это связано с долгим процессом согласования в госорганах. В случае с коммерческим строительством дополнительные работы инвестор, как правило, оплачивает оперативно, поскольку именно он в первую очередь заинтересован в завершении строительства и получении доходов от эксплуатации объекта.
Александр Повалишников
Эксперт департамента технического консультирования группы "НЭО Центр"
По его словам, чтобы максимально расплатиться с кредиторами, "Рестмин" будет вынужден выкопать кабель и продать его на открытом рынке. "Мы имеем на это право, поскольку до приемки работ заказчиком сети считаются нашей собственностью", - говорит Сергей Югай.
Нетрудно догадаться, как эта крайняя мера может повлиять на сроки строительства южного участка ЗСД, ввод которого по госконтракту намечен на декабрь 2012 года. Правда, в "Мостоотряде-19" заявляют, что скандал с "Рестмином" на сроки выполнения работ не повлияет.