Алексей Чичканов: "Без глобальных перемен"

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) Петербурга Алексей Чичканов в интервью "ДП" рассказал, что новые власти будут более прагматично подходить к развитию города, но инвесторам опасаться нечего.

Алексей Борисович, когда будет принято окончательное решение по строительству легкорельсового трамвая (ЛРТ)? Или город остановится на других проектах, которые помогут развить зону аэропорта Пулково ?
- На сегодняшний день важно сопоставить стоимость проектов, которые соединят центр города с зоной аэропорта Пулково, с их эффективностью.
Общие показатели стоимости всех проектов (ЛРТ, "Аэроэкспресс" или продление ветки метро от станции "Проспект Ветеранов". - "ДП") есть. В частности, метро обойдется примерно в 4 млрд рублей за километр, учитывая наклонные ходы. Это самый дорогостоящий, длительный и полностью государственный проект, в который инвестиции задействовать невозможно, но для развития города и прилегающих территорий и на долгосрочную перспективу метро - наиболее оптимальный вариант. Метро эффективно с точки зрения провозной способности с учетом активного развития юга города: ускоренными темпами растет зона Пулково, разрастается Пушкин.
Другой вариант - это запуск легкорельсового трамвая. Предварительная стоимость проекта составляет около 16 млрд рублей, из которых 30% - средства бюджета города, что, согласитесь, немало. Но только при таком софинансировании мы можем гарантировать инвестору окупаемость проекта. В случае принятия решения в пользу легкорельса мы будем привлекать партнера как оператора проекта. На городские средства планируется создать новое трамвайное депо для всего южного Горэлектротранса в Шушарах, модернизировать подвижной состав, закупив 18 новых вагонов, и реконструировать устаревшие пути, что позволит добиться наибольшей эффективности нового подвижного состава.
Деньги на строительство заинтересованы выделить Внешэкономбанк, с которым мы уже проводили консультации, а также Европейский банк реконструкции и развития, который выдвинул условие перехода на новую систему оплаты работы операторов. Сегодня система функционирования городского электротранспорта строится на субсидировании компенсации выпадающих доходов Горэлектротранса. Исходя из условий ЕБРР, Петербург должен перейти на европейскую систему оплаты услуг операторов. Она подразумевает заключение сервисного контракта с городом, где оговорены качество работы, скорость движения состава, интервал между рейсами и стоимость оплаты километра обслуживания.
По нашим подсчетам, если билет от аэропорта Пулково до Московского вокзала будет стоить 100 рублей, а остальные остановки на пути будут оплачиваться по городскому тарифу, инвестор вложения окупит.
То есть "Аэроэкспресс" город не рассматривает, а ЛРТ, получается, самый оптимальный вариант?
- Бюджет пока не готов финансировать даже 30% проекта ЛРТ, хотя мы не раз говорили, что Санкт-Петербургу нужен легкий трамвай – это первый шаг к модернизации всей системы городского электротранспорта. Думаю, к лету решение будет принято.
Что же касается Аэроэкспресса, то с точки зрения городского развития он не очень интересен. Это шатл, который будет идти без остановок от Балтийского вокзала до аэропорта «Пулково», поэтому как повседневный транспорт, связанный с развитием территории, не годится. В Москве на этой электричке ездят 80% пассажиров аэропорта и 20% обслуживающего персонала.
Преимущество этого проекта заключается в том, что изначально город не должен был вкладывать свои средства. По крайней мере, так утверждали ОАО «РЖД» и ОАО «Аэроэкспресс» в 2010 году, когда заявляли проект. Сейчас же потенциальные партнеры просят помочь с выкупом земельных участков под строительство у собственников (это порядка 4,2 га стоимостью от 30 до 100 долларов за 1кв.м), а также за счет города решить вопрос с выносом инженерных сетей. Но это уже ползучая революция, лишающая проект его основных преимуществ.
С другой стороны, пока нет и окончательной позиции Инвестиционного комитета
ОАО «РЖД» по готовности финансировать реализацию проекта скоростного железнодорожного сообщения «Аэроэкспресс» в Санкт-Петербурге. Так что, вопрос пока остается открытым для обеих сторон.
Недавно о планах размещения в СПб заявил Fiat. Кто еще из автопрома хочет усилить здесь свое присутствие?
- Соглашение о строительстве завода Fiat в Петербурге будет подписано в июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме.
Что же касается других новых производств, то таких пока не планируется. Принципиальные решения о размещении предприятий принимают штаб-квартиры компаний, и об этом мы узнаем вместе с вами. У действующих же в Петербурге  автоконцернов  достаточно места для удвоения своих производств. А расширение и увеличение объемов производств происходит постоянно. Например, сейчас глобально расширяется Magna, о планах по расширению также заявили Nissan и Toyota.
Можно ли считать окончательным отказ от строительства Ново-Адмиралтейского моста?
- Этот вопрос не находится в ведении моего комитета, но я убежден, что любой мост нужен. У нас самая полноводная река в Европе и при этом самое небольшое количество мостов через нее. Вопрос в выборе оптимального решения. Нужен новый мост на Васильевский остров, допустим, в районе Шкиперского протока, нужен мост в районе Арсенальной наб., в створе Фаянсовой ул. и Зольной ул. Лучше, если они будут неразводные.
Как КИСП  будет участвовать в программе реновации центра?
- Комитет уже сформировал свои предложения  к Программе развития исторического центра Петербурга. Наше участие заключается в двух направлениях - в увеличении туристической привлекательности и развитии творческих индустрий, приспособлении промышленных территорий в исторической части города под развитие креативного кластера.
Первое направление касается территорий вокруг Марсова поля, которые должны получить дополнительный импульс развития существующего туристического потенциала Петербурга. Что касается креативного кластера, то мы собираемся развивать его вокруг Новой Голландии. Там мы намерены сосредоточить творческие или культурные проекты, сделать "Город мастеров", сосредоточить арт-объекты.
В мире достаточно много удачных примеров коммерциализации творческого потенциала. Например, в Хельсинки или Манчестере есть отдельные кварталы, в которых развиваются различные виды искусства, масс-медиа, дизайн.
Будет ли переподчинение сферы туризма и гостиничного бизнеса в ведение вице-губернатора Василия Кичеджи ?
- Решение об этом принимают губернатор и правительство, но могу сказать, что на уровне председателей комитетов никаких переподчинений не готовится. На мой взгляд, туризм - это часть экономики, хотя и близок к культурной сфере.
Стоит ли в условиях экономии средств ожидать новых инвестиционных проектов? Инвесторы начали крайне осторожно относиться к сотрудничеству с городом. По вашим личным ощущениям, как обстоят дела с инвестиционной активностью?
- Ощущение, что город стоит, связано с ситуацией вокруг закона о границах зон охраны объектов культурного наследия в Петербурге. Когда этот закон будет доработан и вступит в силу, многое изменится. Простота и ясность правил при реализации проектов и уровень доходности вложенных средств являются ключевыми факторами для инвесторов. Поэтому мы уверены, что после формализации и утверждения новых заявленных инициатив, в том числе по сохранению и развитию исторического центра, потенциальным инвесторам станет легче просчитывать перспективы своих вложений, что приведет к возобновлению инвестиционной активности.
Что касается крупных проектов, то они имеют высокую инерционность - от момента принятия решения до начала реализации проходит, как правило, более полутора лет. Масштабных начинаний действительно пока нет, но в то же время активно прорабатывается возможность строительства подземных паркингов и транспортного обхода центра города. Сейчас проекты находятся в первоначальной стадии формирования структуры - рассматриваются техническое обоснование, стоимость, формат реализации.
Кроме того, нужно учитывать тот фактор, что мы не знаем, что будет в ближайшее время с бюджетом города. Если "Газпром" перейдет на консолидированную отчетность, мы потеряем значительные средства. Отсюда и вынужденная, но, надеюсь, временная экономия.
И все-таки, как вы прокомментируете опасения инвесторов?
- Скорость принятия важных решений действительно замедлилась. Но это нормально. Помните ли вы 2003 год, когда губернатором стала Валентина Матвиенко? Тогда тоже не сразу появились новые проекты, крупные инвесторы. На это потребовалось время. Не думаю, что сейчас стоит чего-либо опасаться. Стоит ожидать более прагматичного подхода к развитию города и проектов, которые глобально не изменят город, но будут постепенно скрупулезно улучшать жизнь горожан.