Российские и импортные подъемные краны поровну поделили петербургские стройки

Автор фото: Миркина Ольга

Главная примета "живой" стройплощадки - подъемный кран, поднимающий вверх строительные материалы.

В Петербурге сегодня работает более 600 подъемных кранов разной высоты и грузоподъемности. Основные собственники - несколько крупных игроков на рынке кранов. В основном, это управления механизации, созданные еще в советское время, многие из них сейчас входят в строительные холдинги. Крупнейшим парком башенных кранов, в который входит более 260 единиц техники, владеет "УМ-260", входящее в Группу "ЛСР". К лидерам рынка можно отнести ОАО "УМ-1" (входит в группу компаний "Конрад"), ОАО "УМ-3", ЗАО "УМ-2", "Северная высота" (Группа "Крафт Инвест"), "УМ "Эталон" (вхоит в ГК "Эталон). Спрос на башенные краны растет в прямой зависимости от активности на строительном рынке.
"Каждая строительная организация имеет свою систему приоритетов относительно характеристик башенных кранов. Главными для всех являются грузоподъемность и стоимость аренды, - рассказывает генеральный директор ООО "УМ "Эталон" Олег Харитонов. - Сегодня наш парк техники состоит из 45 кранов компании Liebherr. Их функциональность различна: от быстромонтируемых кранов до башенных с грузоподъемностью 12 тонн". Последний раз парк техники "УМ "Эталон" пополнился в декабре, когда компания приобрела у Liebherr еще 9 башенных кранов.
Поклонниками немецкой техники являются многие компании города. "Сегодня мы реализуем проекты строительства жилых зданий высотой более 70 метров, - рассказывает генеральный директор строительной компании "Навис" Александр Львович, - поэтому в работе мы используем только высотные точечные краны фирмы Liebherr".
При эксплуатации подобной техники особое значение имеет ее своевременное технологическое обслуживание, а значит, техническая подготовка специалистов, отвечающих за состояние крана. "Нехватка грамотного и высококвалифированного обслуживающего персонала - одна из наиболее актуальных проблем сегодня", - сетует Александр Львович.
По оценкам экспертов, доля импортных и отечественных кранов в Петербурге составляет примерно 50% на 50%. Основными зарубежными марками, представленными на российском рынке, являются Liebherr, Potain, Comedil.
В России производством башенных кранов сейчас занимаются 9 заводов, которые по мере своих сил конкурируют с западными производителями. Например ОАО "Механический завод", входящй в ГК "Конрад" с 2006 г. выпускает башенные краны высотой 170м, которые в России до сих пор не производились.
В то же время лидер среди западных поставщиков кранов - Liebherr - решил быть ближе к российскому потребителю и в июне 2011 г. открыл завод в городе Дзержинске Нижегородской области. Здесь будут собираться башенные краны.
Основное преимущество западной техники - качество исполнения. Причем, как отмечают в компании "КранКомпани", со временем их надежность сохраняется. В связи с этим пользуются спросом импортные краны, бывшие в употреблении, тем более, что за границей краны экплуатируют более бережно. Зато российские краны могут работать до -40 градусов, а зарубежные можно использовать только до -25.
Приобретать подъемный кран в собственность чаще всего не требуется. "Башенные краны редко покупают строительные компании по причине их большой стоимостити - около 800 тыс. евро, - говорит генеральный директор лизинговой компании "Берейт-Капитал" Вадим Афонин. - Они либо берутся в лизинг, либо арендуются". Также возможно привлечение субподрядной организации, которая владеет кранами.
Крупные игроки предпочитают брать краны в лизинг. В среднем по рынку условия такие: аванс 10%, удорожание до 8%. Срок лизинга - 5 лет. "Спрос на башенные краны не очень большой, но есть, это довольно ликвидный продукт, правда в основном предпочтение отдается импортным маркам", - отмечает Вадим Афонин. В аренду берут краны компании, у которых нет больших объемов работ, и техника требуется время от времени.