Плюсы и минусы языковых лагерей

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

У меня сложилось мнение, что это просто коммерческая штука. Детки всю ночь торчат в клубах. Пьют, курят: родителей–то рядом нет. А потом дети с восторгом рассказывают, как им понравилось учиться, и родители отправляют их еще раз… Такие или очень похожие отзывы можно отыскать на множестве интернет–форумов, посвященных обсуждению единственного вопроса: стоит ли отправлять ребенка в летний языковой лагерь. "ДП" решил разобраться в этом вопросе.

Конечно, лагерь — это давно не сосны, комары, танцы у костра, компот в столовой. Выражение "послать ребенка в лагерь" сегодня может означать все что угодно, от поездки с хореографическим кружком на арендованную базу в Карелии до поселения вашего чада в какое–нибудь суровое общежитие на Оксфордширщине.
Эксперты говорят, что рынок детских лагерей сегодня представляет собой практически идеальный пример классической конкуренции, когда сотни больших, средних и маленьких компаний ведут борьбу за каждый сегмент и каждого клиента. Появляются лагеря для юных конников, хоккеистов, художников, даже для любителей настольных игр. География глобальна: Ленобласть, Крым, Приазовье, Скандинавия, Балканы, Англия, Франция, Испания и даже Канада с Австралией. Цена вопроса — от 25–30 тыс. до 200–300 тыс. рублей. Такие траты уже выглядят как инвестиции, поэтому практичные родители стараются, чтобы вложения приносили отдачу. Загар и хорошее настроение — вещи достаточно эфемерные, в отличие от иностранного языка. Поэтому не удивительно, что одна из самых популярных ниш детского летнего отдыха — языковые лагеря.
Выпускница Университета имени Герцена Анна Лаптева несколько лет ездила за границу вожатой от компании, являющейся одним из лидеров рынка. В работе ей не особенно нравилось то, что дети, вывозимые за границу на учебу, часто были предоставлены самим себе, а стремление сэкономить на персонале приводит к тому, что цена не всегда соответствует качеству услуг.
Впрочем, в адрес почти любой компании можно услышать отзыв из разряда: "Плохо учат грамматике, фонетике. Цена объявленная не соответствует факту… Плохая организация. Девочки–администраторы. Старшая ездила в Англию с ними, так нам даже семья, где они жили, написала, что за те 5 лет, что они принимают детей, такой безобразной организации еще не видели".
По словам Анны, отправленного в Великобританию ребенка могут поселить в семью, "у которой и так семеро по лавкам, у них своя жизнь, за этого ребенка они получают деньги, дают ему ужин в 7 вечера, а дальше делайте, что хотите. Дети в этой ситуации должны сами себя развлекать, не удивительно, что у них на уме один шопинг".
Через несколько лет работы Анна Лаптева решила основать собственную компанию, один из принципов которой: "Чем меньше у детей свободного времени, тем лучше". Сначала она отправляла детей в Финляндию, а с прошлого года — в южную Швецию, где United English арендует лагерь на берегу озера. "Мне не нравится делать то, что делают все, — говорит Лаптева. — Например, мы снимаем фильм на английском языке, в гриме, в костюмах, озвучиваем любимые мультики, устраиваем театр теней".
Профессионалов беспокоит, что в последнее время на рынок детских языковых лагерей выходят турфирмы, которые не всегда предлагают качественные программы. "Они отправляют ребенка на Мальту, и ты видишь, как он сидит в 13 лет и курит кальян", — говорит Анна Лаптева. При этом она уверяет, что и на курорте можно добиться хороших результатов. А как же выраженный акцент, с которым говорят по–английски мальтийцы? "Детям нужно привыкать слушать, как разные люди говорят", — как правило, отвечают организаторы таких туров.
С этой точкой зрения не согласен Матвей Амагаев, заместитель главы компании Jey Study. Эта фирма отправляет в летние лагеря за границу примерно 600 детей в основном в возрасте от 12 до 16 лет. В петербургском филиале компании всего два сотрудника, так что работы хватает. Амагаев категоричен — по–настоящему английский можно выучить только в Англии. Правда, летнее обучение там стоит чуть ли не втрое дороже, чем в Швеции или Финляндии, но результат стоит того. Наш слоган: "Год за школьной партой или 3 недели в Англии", — замечает он.
Впрочем, по части отдыха и бытовых удобств обучение в Великобритании может сильно уступать не только Скандинавии, но даже Ленобласти. Дорогая школа, где проживание стоит как в пятизвездочном испанском отеле, может предлагать спартанские комнаты на пять–шесть человек, ремонтировавшиеся чуть ли не в эпоху "Битлз", с удобствами на этаже. Кстати, по данным британских экспертов недвижимости, рынок аренды помещений иностранным студентам и школьникам в Британии сейчас самый горячий, и минимальные вложения в него окупаются очень быстро.
Чтобы сохранить имидж мультикультурного окружения, хорошие британские летние школьные лагеря уже давно ввели квоты по национальностям, говорит Амагаев. Русских в таких лагерях обычно 15–20%, остальные — испанцы, японцы, бразильцы, китайцы и т. д. Впрочем, чем ближе школьный лагерь к Лондону, тем больше русских, и есть школы, которые ориентированы чуть ли не исключительно на российский рынок.
Как правило, выезд в британские летние школы производится организованными группами, которые набирают или компания, или учителя петербургских школ. Детей сопровождают групплидеры, которые ездят в Англию не столько за заработком — получают они всего 10–15 тыс. рублей за смену, — сколько за опытом и впечатлениями.
При этом некоторые компании принципиально не занимаются расселением в семьях, особенно в Лондоне, где эта семья практически наверняка окажется выходцами из Индии или стран Британского Содружества.
Петербуржцев, как правило, интересует прежде всего английский язык, и, по оценкам экспертов, другие языки — немецкий, испанский, французский — составляют примерно 5–10% рынка. Но эта доля все время растет.
Примерно 20% клиентов компании — родители, которые хотят организовать детям индивидуальную программу. Но что если человек захочет связаться с английской или, скажем, испанской школой напрямую?
Российские участники рынка, как правило, уверяют потенциальных клиентов, что сэкономить на этом не удастся, а времени придется потратить гораздо больше. Впрочем, есть и обратные примеры.
Нынешняя студентка СПбГУАнна–Мария еще недавно ездила из Петербурга в языковые лагеря в Финляндии в составе организованных групп, но в последнее время находит себе летнюю языковую школу и едет туда самостоятельно.
"В первый раз я ездила в лагерь от Nordic School в Савонлинне, мне очень понравились и интересные занятия, и отдых, — рассказывает Анна-Мария. — Там были и танцы, и командные соревнования, и спорт. На следующий год я поехала в лагерь в Руколахти. Оказалось скучно, задания были детскими, развлечений не было, пытались найти себе развлечения сами. Там нечего делать детям от 16 лет, и мне захотелось найти что–то более серьезное. Кроме того, лагеря в Финляндии с каждым годом дорожают, цены растут на глазах".
Анна–Мария увлеклась испанским и теперь сама находит себе летнюю школу через Интернет. "В прошлом году жила в Барселоне. Ходила на полноценные уроки, жила в резиденции в одноместном номере, мне никто не мешал. В семье жить не хочу — одногруппница жила в испанской семье, и там у нее были конфликты. В этом году едем с подругой в Мадрид. Едем не развлечься, а именно учиться, в школу от института имени Сервантеса, очень серьезное учебное заведение. Платить будем 600 евро за обучение за 3 недели плюс 700 евро за квартиру пополам с подругой".
Значительная часть родителей загранице предпочитает лагеря в Ленобласти, тем более что сейчас городское правительство компенсирует петербуржцам часть расходов из бюджета. В последние годы лагеря в Ленобласти подтянулись во всех отношениях — и в том, что касается бытовых удобств, и в уровне вожатых и преподавателей. Есть лагеря, которые давно пользуются хорошей репутацией, например  "Зеркальный". Но спрос на путевки туда велик, и цены постоянно растут, что, по мнению некоторых родителей, ведет к нарушению баланса между ценой и качеством.
Тренд в этой нише — организация детских языковых программ и лагерей на базе крупных языковых школ. Цены на путевки в такие лагеря отличаются мало, в итоге идет конкурентная борьба за качество.
Преподаватель СПбГУП  Анна Сосновская считает главной проблемой языковых лагерей то, что носители языка не всегда профессиональные преподаватели английского языка для иностранцев. "Они не чувствуют уровень студентов, не адаптируют свой язык в процессе объяснений, — говорит Сосновская. — Еще педагог должен быть лидером, следить за групповой динамикой и налаживать внутригрупповые связи. Это структурный компонент, который непрофессионалы не учитывают. Сначала надо вербализировать спонтанно возникшие роли, облегчить борьбу за лидерство, и только потом начинается рабочая стадия. Чем младше участники, тем важнее учитывать групповую динамику".
Алена Федорова уже несколько лет возглавляет лагерь при языковом центре Orange. В офисе Orange все соответствует оранжевому бренду: стены, занавески, даже кнопки на телефоне топ–менеджера. Летние языковые программы Orange уже несколько лет проходят в лагере "Восход" под Лугой, где, по словам Федоровой, удалось добиться самого лучшего соотношения между ценой и качеством проживания. Здесь достаточно строгие правила: не разрешены чипсы, сухарики, мороженое, ледяной лимонад, а мобильные телефоны младших детей просят сдать вожатым.
"У наших детей нет свободного времени", — говорит Федорова. Дети из Orange порой жалуются на то, что в лагере проводится слишком много мероприятий и у них в итоге мало времени на общение с конкретным человеком. Зато, говорит Алена Федорова, за смену дети получают эмоции и впечатления, которых хватает на полгода. Прошлым летом ребята разработали экономическую игру и организовывали фирмы по оказанию услуг другим детям. Наибольшее число положительных отзывов получила фирма по заплетанию косичек, клиентами которой стали дети и из других отрядов "Восхода".
Каждое занятие здесь, как и во многих других лагерях, строят как проект. Например, выпуск газеты: каждая смена тематическая и посвящена какой-нибудь из англоговорящих стран. Дети ставят спектакль на английском, участвуют в написании сценария, причем, по словам Алены Федоровой, даже самые робкие в конце концов включаются в работу.
Что в итоге? Как преподаватели, так и родители, уже отправлявшие своих детей, признаются, что даже после хорошего лагеря в плане языка глобальных знаний ждать не стоит. Но зато можно приобрести раскрепощенность в общении на чужом прежде языке. Что уже, в принципе, немало.