Петербургский бизнес дает советы сенаторам

Автор фото: Евгений Иванов

Совет Федерации начал диалог с деловой средой Петербурга через открытые дискуссионные площадки. Бизнесмены хотят участвовать в экспертизе будущих законов и в формировании программ с федеральным финансированием.

Реформа Совета Федерации(СФ) дает шанс деловой среде активнее влиять на изменения в законодательстве через экспертные советы при профильных комитетах и комиссиях, процесс формирования и обновления которых сейчас идет в верхней палате парламента. Вопрос о реформе СФ, в частности, стал активно обсуждаться после избрания на должность председателя Совета Федерации экс-губернатора СПб Валентины Матвиенко. Сегодня уже предложен проект более "демократизированного" федерального закона о новом порядке формирования палаты, который, по мнению самих сенаторов, и будет принят, может быть, с какими-то незначительными поправками.
Эти трансформации послужили поводом говорить о роли СФ в формировании федеральных целевых программ, важных для Петербурга. Как будет строиться работа верхней палаты и как бизнесмены и городская общественность смогут доносить свои законодательные инициативы до СФ, выясняли участники заседания "Сенатор-клуба", соорганизатором которого выступил "ДП".
Примером такого законодательного лобби можно назвать инициативу Вадима Тюльпанова, экс-спикера Законодательного собрания СПб, ныне представляющего в Совете Федерации петербургский парламент, о выделении средств из федерального бюджета на строительство метро в Петербурге и Москве.
"Когда я начал лоббировать петербургское метро, сенаторы, представляющие Москву, немного заволновались, поэтому был поднят вопрос о выделении средств для обоих городов", - говорит Вадим Тюльпанов. В частности, в Совете Федерации сейчас готовится соответствующее бюджетное постановление, согласно которому в 2013 году конкретно петербургскому метро будет выделено не менее 10 млрд рублей. Последний раз средства на развитие метро в СПб выделялись из федерального бюджета в 1991 году. "При этом в городском бюджете на 2012 год на строительство метро заложено только 6,5 млрд рублей. Могу сказать, что это очень скромная цифра", - добавляет Вадим Тюльпанов.
По аналогичной схеме могут быть предложены решения и по остальным актуальным для Петербурга вопросам, будь то развитие транспортной инфраструктуры, реновация центральной части города или повышение его туристической привлекательности. Нельзя не учитывать тот факт, что Петербург - второй город в России, уникальный в своем историческом и культурном наследии и достойный того, чтобы его проблемы обсуждались не только на региональном уровне, но и выше. Статусом общероссийского достояния не грех воспользоваться при выработке федеральных программ.
"В Петербурге, например, сейчас инициирована федеральная целевая программа по сохранению исторической части города, - говорит Святослав Бычков, представляющий компанию "Плаза Лотус Групп". - Хотелось бы, чтобы эту программу в Совете Федерации обсудили". Прежде всего девелоперов, реализующих и заинтересованных в проектах в центре, интересует выработка на законодательном уровне программ, учитывающих градостроительную специфику Петербурга.
В свою очередь, активное развитие строительства и безвизовый режим со странами СНГ уже сейчас заставляют говорить о неконтролируемом потоке трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья и весьма болезненной для бюджета города их теневой занятости.
"Реформа назрела. В Красносельском районе, например, столько мигрантов, что, мне кажется, скоро начнутся уличные бои. Они приезжают сюда целыми семьями, их дети зачастую не ходят ни в детсады, ни в школы, не знают русского языка, - говорит Павел Крупник, директор Единого центра документов. - Конечно, мигранты нужны, но необходимо проработать систему их организованного набора. Идею оргнабора, предложенную УФМС по СПб и ЛО, я считаю абсолютно правильной и своевременной".
При этом Петербург хочет оставаться открытым городом и привлекать туристов. По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, предыдущая миграционная реформа осложнила ситуацию для прибывающих в Россию туристов. "Была обозначена необходимость оформлять миграционные карточки для иностранных граждан. Но трудовые мигранты и туристы - это совсем разные категории, - говорит Сергей Корнеев. - Встал вопрос: если у туриста есть виза, то зачем нужна миграционная карточка, как их оформлять и т.д.". По его мнению, избежать таких несостыковок удалось бы с помощью смежной законодательной экспертизы.
По мнению Владимира Шамахова, директора Северо-Западного института Академии народного хозяйства при правительстве РФ, обсуждать подобные наболевшие вопросы и выражать свой взгляд на те или иные реформы деловая среда, ровно как и широкая общественность, смогут с помощью создания открытых дискуссионных площадок.
"Должна быть постоянно действующая система мониторинга общественного мнения, так как формирование при комитетах и комиссиях Совета Федерации экспертных групп не позволят знать общую ситуацию, - считает Владимир Шамахов. - В регионах должны быть созданы некие открытые общественные экспертные объединения. При комитетах СФ - свои, прежде всего отраслевые. А уже в отраслевые комитеты должны входить люди из самих регионов. Но создавать такие площадки при органах исполнительной власти не имеет смысла, а появиться они могли бы, например, на базе нашего вуза".
Эту идею горячо поддержал участвовавший в заседании клуба и сенатор от Архангельской области Константин Добрынин.
Сенаторы подтвердили готовность предоставлять больше информации о работе СФ в целом и формировать экспертные советы, в которые вошли бы представители из регионов.