В Петербурге, как и в России в целом, сегмент торговой недвижимости первым из всех остальных сегментов рынка коммерческой недвижимости вышел из кризисного периода.
Сейчас сегмент торговой недвижимости показывает наилучшую динамику: так, например, только в торговом сегменте отдельные показатели побили докризисные рекорды - уровень вакантных площадей в 2011 г. достиг своего исторического минимума. Определенная стабилизация экономики, сокращение числа вакантных мест в ТРК, увеличение индекса посещаемости позволяют девелоперам как возобновлять строительство объектов, замороженных на время кризиса, так и начинать совершенно новые проекты. Эксперты отмечают, что, несмотря на кажущуюся насыщенность рынка Петербурга торговыми площадями, качественных объектов недостаточно.
"Сейчас мы наблюдаем активный интерес со стороны зарубежных операторов, которые только выходят на рынок России и свое развитие начинают именно с Петербурга, - говорит Тамара Попова, руководитель отдела исследований рынка недвижимости Knight Frank St Petersburg. - Также появилась тенденция активизации операторов сегмента luxury - в городе открываются новые бутики известных мировых luxury-брендов. На рынке заметна тенденция высокой активности операторов общественного питания. Можно сказать, что операторы именно этого профиля сейчас активнее всего развиваются на рынке Петербурга и арендуют площади для своих точек".
Примечательно, что опытные девелоперы активно реагируют на позитивные тенденции рынка: рост арендных ставок, снижение уровня вакантных площадей на фоне высокого спроса на качественные торговые помещения, высокую активность как зарубежных, так и российских операторов в отношении расширения своих сетей или первичного выхода на рынок России. Эксперты ожидают, что в 2012 г. сохранится высокая девелоперская активность - до конца текущего года запланировано к открытию 10-13 крупноформатных торговых объектов.
"Среди новых объектов, планируемых к открытию, можно отметить ТРК Piterland, где планируется создание крупнейших в России аквапарка и зоны развлечений, а также первая очередь МФК "Жемчужная Плаза", в составе которого планируется возвести крупнейший на юго-западе города торговый комплекс", - говорит Тамара Попова.
В конце прошлого года компания FORT GROUP запустила сразу три комплекса: "Академ Парк" у станции метро "Академическая", "Сити Молл" у "Пионерской" и "Порт Находка" у станции метро "Рыбацкое". В компании отмечают, что во всех комплексах стабильно высокий спрос со стороны арендаторов, обусловленный прежде всего отличной локацией и концепцией объектов.
В сентябре 2012 г. начнется проведение реконцепции и строительных работ ТРК "Лондон Молл" (сейчас ТРК "Феличита", объект FORT GROUP). Комплекс будет закрыт примерно на год. При этом якорные арендаторы "Карусель" и "Леруа Мерлен" продолжат свою работу.
В IV квартале 2012 г. компания "Адамант" планирует открытие двух новых торгово-развлекательных комплексов - ТРК "Континент" на Бухарестской и ТРК "Международный". В здания обоих комплексов будут интегрированы вестибюли новых станций Петербургского метрополитена - "Бухарестская" и "Международная".
Во II квартале текущего года планируется открытие ТК Aura Boutique centre (прежнее название - ТЦ "Аура") на Лахтинском пр. общей площадью 14,5 тыс. м2. На трех этажах торгового центра будут располагаться бутики одежды, обуви, аксессуаров известных мировых брендов, магазины товаров для дома, детской одежды и цифровой техники. Ожидается, что архитектурный стиль здания, панорамное остекление стен и крыши, а также необычная дизайнерская концепция будут привлекать потенциальных посетителей.
Недавно компания FORT GROUP объявила о своем флагманском проекте - суперрегиональном комплексе "Европолис" площадью более 130 тыс. м2. Начало строительства намечено на июнь 2012 г. По данным пресс-службы компании, уже подписаны первые договоры аренды. Например, с сетью продуктовых магазинов "Призма". Планируемое окончание строительства - вторая половина 2014 г. В октябре 2012 г. компания планирует начало строительства второй очереди ТРК "Порт Находка".
Сегодня торговая недвижимость находится в высокой степени развития, считает Максим Левченко, управляющий партнер FORT GROUP. "Сейчас нужны качественные объекты с точки зрения tenant mix (подбор и формирование пула арендаторов в рамках создания концепции торгового/офисного центра. - Ред.), дизайна, локации, - считает он. - Людям есть из чего выбирать. Это и есть основная тенденция для нас - делать качественные и высокоэффективные объекты, которые пользуются спросом у арендаторов и потребителей".
С ним согласна и Алена Мариничева, директор департамента рекламы УК "Адамант": "В последнее время все большее значение для потребителя имеет концептуальный подход девелопера к созданию и управлению объектами торговой недвижимости - комплексы перестали быть просто местом для совершения покупок, формируется новая культура шопинга, совмещающая в себе покупки, развлечения и досуг".
Таким образом, можно отметить, что прошлый год был относительно успешным для рынка коммерческой недвижимости на фоне сложных "посткризисных" лет. Строительство новых качественных объектов в Петербурге будет способствовать активному развитию рынка в целом.