Старые автобусы убирают с улиц Петербурга

Автор фото: Trend/Евгений Иванов

Городские власти начали лишать перевозчиков маршрутов за вывод на линию старой техники.

Комитет по транспорту  Петербурга, возглавляемый Станиславом Поповым, лишил двух частных перевозчиков пассажиров прибыльных маршрутов из-за старых автобусов. Одна из крупнейших транспортных компаний Петербурга - ООО "Питеравто", занимающее примерно 16% рынка пассажирских перевозок, - потеряла два маршрута в центре города (К4 и 55 проходят по пл. Александра Невского и ул. Красного Текстильщика с остановкой у Единого центра документов).
У другого потерпевшего - ООО "Гер Питер-Авто Тур" (вышло на рынок в прошлом году) отобрали 175-й маршрут из г. Ломоносова в г. Кронштадт. В комитете пояснили, что обе компании выиграли право перевозить людей по этим маршрутам на конкурсе в прошлом году и обошли конкурентов, предложив более новую технику. "Они обещали поставить на маршруты автобусы 2011 года выпуска, а фактически перевозили граждан на технике 2008 года, - рассказали "ДП" в комитете по транспорту. - Эти маршруты весьма прибыльные, и претендентов на них много".
В итоге регулирующий орган передал три привлекательных направления конкурентам - ООО "Пассажир­транс" и ОАО "Третий парк".
В комитете сообщили, что маршрутов могут лишиться и другие перевозчики, если вдруг в ходе проверки выяснится, что они не выполняют конкурсные условия. От победителей тендера чиновники требуют, чтобы на маршруты выходили автобусы не старше 5-7 лет.
Также чиновники решили отказаться от маршруток и перейти на автобусы средней вместимости (до 72 человек). Стоимость такой машины варьируется в пределах от 1,2 до 2,5 млн рублей. Если учесть, что большинство автобусов берется в лизинг, то в первый год перевозчики должны заплатить 35-55% от стоимости всех автобусов, а каждый следующий год платить 18-32% годовых.
По данным комитета по транспорту, в 2012 году частные перевозчики, победившие в конкурсе, должны вывести на маршруты 451 автобус большой вместимости (более 100 пассажиров) и 1457 автобусов средней вместимости.
В общем, чтобы выполнить требования транспортного комитета, перевозчикам придется заменить 30% подвижного состава, общая численность которого составляет 5,2 тыс. машин.
Объем инвестиций в новую технику превысит 4 млрд рублей. Значительную часть инвестиционной программы перевозчики уже освоили. Наиболее крупные игроки (Третий парк, "Питеравто", ПТК, "Такси-2") уже отрапортовали о закупке новой техники на сумму более 3 млрд рублей. В компании "Питеравто" заявили, что в 2012 году компания закупила 500 автобусов на 1,1 млрд рублей. Пока получены лишь первые два десятка машин.
Много времени уходит на оформление и подготовку автобусов для работы на линии. В частности, на установку обязательного навигационного оборудования ГЛОНАСС. С опозданием в 3 месяца обязательства перед городом выполнило ЗАО "ПТК". "Для компании проблема обновления парка уже решена, - заверил первый заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов. - До 15 апреля оставшиеся 50 из 450 новых автобусов средней вместимости будут выведены на маршруты".
Существенно нарастит объем инвестиций в новую технику и ГУП "Пассажиравтотранс". В этом году госкомпания планирует закупить новых автобусов на 650 млн рублей. Причем большую часть (85%) средств предприятие получит из горбюджета.
В 2011 году ГУП потратило на новые автобусы 84 млн рублей. "Несмотря на то что часть затрат ГУП покрывается из городского бюджета, обновление парка государственного перевозчика идет не такими быстрыми темпами, как у частных компаний", - говорит председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Петербурга Василий Киселев. По его словам, финансовая нагрузка на перевозчиков постоянно растет и следствием этого становится повышение тарифов. С начала апреля они возросли на 20% по некоторым маршрутам и достигли 35-45 рублей.