Петербургские верфи могут получить заказы по обновлению ледокольного флота на 300 млрд рублей

Автор фото: ИТАР-ТАСС

В этом году Россия возобновила крупномасштабное строительство ледоколов. Потребность в них связывается с неизбежностью выхода из строя уже существующих судов, ростом грузооборота в морских портах, а также перспективами освоения Арктики.

До 2020 года может быть построено семь атомных и дизельных ледоколов стоимостью 120 млрд рублей. Львиную долю этих средств может получить петербургский "Балтийский завод - судостроение" (БЗС) - новая "дочка" государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), использующая мощности Балтийского завода, проходящего процедуру банкротства. Балтзавод, пожалуй, единственная в России крупная верфь, способная строить не только дизель-электрические, но и атомные ледоколы. Конкуренцию местному судозаводу в строительстве атомоходов может составить ПО "Севмаш", но это предприятие под завязку загружено военными заказами до 2020 года.
Потребность в ледовых атомоходах возросла в связи с грандиозными планами России наладить сообщение по Северному морскому пути (СМП) между Европой и Азией. Это кратчайший морской путь. Например, если идти из порта Мурманск в порт Иокогама (Япония) традиционным способом через Суэцкий канал, то расстояние составит 12 840 морских миль, а по СМП - всего 5770.
Несмотря на такое преимущество, по СМП пока ежегодно провозят всего 3 млн т грузов. В планах России довести грузооборот по СМП до 50 млн т в год. В связи с чем в конце 2011 года премьер России Владимир Путин заявил о планах создать в 2012 году администрацию Севморпути. Она подготовит программу строительства ледоколов для обеспечения бесперебойной круглогодичной навигации по СМП.
Сейчас на нем используется 10 ледоколов, из них шесть атомных. Все шесть выйдут из эксплуатации в период с 2014 по 2025 год. Последний атомный ледокол был заложен на Балтзаводе в 1993 году и с трудом достроен в 2007 году. Теперь Россия намерена возобновить строительство атомного ледового флота. К 2020 году планируется спустить на воду три атомохода мощностью 60 мВт (ЛК-60). Каждое судно обойдется федеральному бюджету примерно в 32 млрд рублей.
Большая часть дизельных ледоколов ФГУП "Росморпорт", осуществляющих ледовую проводку торговых судов к портам, подлежит списанию к 2017-2019 годам. Из 25 ледоколов только два - новые суда ("Москва" и "Санкт-Петербург", построены на Балтзаводе в 2008-2009 годах).
В конце 2011 года Росморпорт подписал с ОСК контракт на строительство четырех ледоколов общей стоимостью 20,4 млрд рублей до 2015 года. По договору предполагается построить два дизель-электрических ледокола мощностью 16 МВт, один на 18 МВт и еще один на 25 МВт. Последний, стоимостью 8 млрд рублей, заложили на Балтзаводе в конце марта этого года. Новый ледокол сменит на Севморпути видавшего виды "Ермака", продленный срок эксплуатации которого истекает в 2014 году. Кроме того, Балтзавод также изготовит ледовое судно на 18 МВт, а два ледокола меньшей мощности переданы на Выборгский судостроительный завод, вошедший в состав ОСК в феврале этого года. Эти три ледокола будут работать на Балтике.
Еще один ледокол для Балтики заложат летом на калининградском ПСЗ "Янтарь". Это первый в мире ледокол асимметричного типа мощностью 7,5 МВт. Его особенность в том, что судно может двигаться боком для прокладки более широкого канала. Эта опция может оказаться полезной, когда ледоколу приходится вести за собой судно большей ширины. Более того, асимметричный ледокол способен ликвидировать аварийные разливы нефти. Сдача необыкновенного судна намечена на весну 2014 года.
Однако все это не покроет потребность в ледоколах России, где из 66 портов 75% зимой замерзает, а грузопоток постоянно растет. По мнению заместителя генерального директора по научной работе ЗАО "ЦНИИМФ" Сергея Буянова, новые ледоколы нужно строить с учетом увеличения грузопотока, а следовательно, и количества судозаходов в порты, иначе суда будут стоять во льдах. Это обстоятельство может отпугнуть от отечественных портов рачительных судовладельцев и грузоотправителей.
В прошлом году некоторые суда простаивали в ледовом плену месяцами. "Простой нашего парома обходится в 100 тыс. евро в сутки. У нас были задержки на полсуток. Потери от простоя танкера водоизмещением 100 тыс. - около 20 тыс. евро", - говорит глава "Ст. Питер Лайн Рус." Игорь Глухов.
Наученный прошлогодним опытом, в этом году Росморпорт мобилизовал на Балтике главные силы, пригнав в Финский залив даже атомный ледокол. В зимний сезон 2011/12 года проблем с ледокольным сопровождением судов не было благодаря погодным условиям и своевременным действиям Росморпорта, привлекшего достаточное количество ледоколов, сообщили "ДП" в Морском порту Санкт-Петербург и в Усть-Луге.
По мнению гендиректора "Ленморниипроекта" (экс-глава Росморпорта) Игоря Русу, для обеспечения ритмичной эксплуатации существующих и строящихся портов Фин­ского залива до 2020 года необходимо построить не менее пяти линейных ледоколов. А также в течение 15 лет требуется заменить минимум 10 портовых ледоколов.
Совокупные затраты на постройку - 60 млрд рублей. Почти в 3 раза большая сумма требуется на строительство ледоколов для других российских портов. Совокупные затраты на обновление ледокольного флота могут превысить 300 млрд рублей.