Развитию яхтенного туризма мешают законодательные, инфраструктурные и финансовые барьеры

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Петербург и Ленобласть хотят закрепить за регионом статус морской столицы, пытаясь создавать инфраструктуру для развития яхтенного туризма.

Эксперты уверены, что и у Петербурга, и у Ленобласти огромный потенциал для развития водного туризма, но этот процесс ускорился бы при принятии общей федеральной концепции. У бизнеса и властей есть желание инвестировать в развитие парусного спорта и туризма, однако на этом пути есть целый ряд проблем: отсутствие необходимой инфраструктуры, сложная процедура получения разрешения на прохождение внутренних водных путей (ВВП) для судов под иностранными флагами, а также необходимость создания единой стратегии развития туризма у Петербурга и Ленобласти.
В преддверии открытия навигации "ДП" проанализировал эти проблемы и собрал мнения экспертов по их решению.
Федеральные ведомства пытаются улучшить ситуацию. Например, Минтранс РФ еще летом 2011 года внес поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) и разрешил судам под иностранными флагами находиться в российских водах. Согласно этим поправкам, предполагается, что на оформление документов для прохода по ВВП РФ потребуется около недели. Однако порядок получения разрешения остается прежним, потому что Минтранс в настоящее время не выпустил Правила плавания по ВВП судов под иностранными флагами, а когда они будут готовы, неизвестно. На данный момент владельцу иностранного судна необходимо за 2 месяца до предполагаемой поездки подать заявку в Минтранс, после чего он должен согласовать проект с 11 ведомствами, среди которых Минобороны, ФСБ, МИД, МВД и другие.
"В прошлом году наш город посетило порядка 100 лодок под иностранными флагами, — рассказывает член президиума Парусного союза Владимир Иванкив. — В этом году, предполагаем, их будет не намного больше, — потому что ждать разрешения по–прежнему придется не один месяц и владельцы судов до последнего момента не знают, пустят их во внутренние воды или нет".
Эксперты отмечают, что решение этой проблемы позволит значительно интенсивнее развивать туристическую инфраструктуру как в прибрежных городах, так и внутри страны, что даст новые рабочие места, послужит развитию регионов, а также увеличению бюджета страны на миллиарды рублей.
"Конечно же внутренние водные пути должны быть открыты — это нормы современной цивилизации, — говорит Роман Крыжный, генеральный директор яхтенного порта Терийоки. — Инфраструктура для этого строится, например наш яхт–клуб, но я сомневаюсь, что иностранцы встанут в очередь, чтобы пойти в Петербург. Еще придется их уговаривать и рассказывать, что у нас безопасная акватория".
По мнению экспертов яхтенного туризма, на пути к внутренним водным путям РФ помимо законодательных барьеров существуют и финансовые. На ВВП есть районы обязательной лоцманской проводки. "По опыту 2011 года, — рассказывает Сергей Акуленко, генеральный директор "Маринакомплекса" (компания занимается агентированием и обслуживанием яхт), — стоимость необходимой лоцманской проводки от Петербурга до Соловецких островов (около 2 недель хода) составляла порядка 3500 евро. Для сравнения: стоимость сквозного прохода по Гота–каналу (Gota Canal) в Швеции составляет около 400 евро".
Порты других стран, например скандинавских, заранее не требуют никаких запросов и разрешений. Например, отправиться на яхте в Финляндию будет так же просто, как на автомобиле: достаточно иметь шенгенскую визу и произвести пограничное и таможенное оформление судна в одном из пропусков. В Финляндии все стоянки стоят в среднем от 20 до 50 евро за сутки. В Петербурге цены приблизительно такие же, но эксперты рынка отмечают, что уровень сервиса по большей части далек от европейского.
Хотя такие клубы, как "Терийоки", "Крестовский", яхтенный порт "Геркулес", Речной яхт–клуб профсоюзов, заявляют, что они соответствуют европейским стандартам. В эту категорию собирается войти яхтклуб "Восточный" (управляющая компания "Плаза-Нева", совладельцем которой является сын бывшего вице–губернатора Петербурга Олега Виролайнена), — его открытие запланировано на конец 2012 года. Он расположится возле Рыбацкого пр. и войдет в состав единого многофункционального комплекса (МФК) площадью около 20 тыс. м2. Помимо яхт–клуба в МФК войдут эллинг для техобслуживания судов, трехзвездочная гостиница, бизнес–центр, видовой ресторан, фитнес–центр и подземный паркинг. Эксперты считают, что средняя стоимость только причальных сооружений может составить до 1 млн евро.
"Стоимость зависит от множества факторов: необходимости волнозащиты гавани, необходимости проведения дноуглубления, степени развития береговой инфраструктуры, — рассказывает Анна Лебедева, коммерческий директор компании Marinetek в России, разрабатывающей яхтенные стоянки и марины во всем мире. — Без серьезных вложений в гидротехническое строительство себестоимость создания плавучих причалов для марины на 100 стояночных мест составит порядка 500–800 тыс. евро. Себестоимость создания одного стояночного места для судна 6–18 м варьируется от 3 тыс. до 15 тыс. евро. Плюсом использования плавучих причалов является то, что причальный фронт можно наращивать постепенно". Эксперты оценивают, что проекты строительства яхт–клубов окупаются за 6–10 лет.
Отсутствие хороших яхт–клубов с возможностью зимнего хранения приводит к тому, что многие владельцы хранят лодки за границей, хотя в 2011 году открылся новый порт Дубровка, расположенный в г. Кировске Ленинградской области, предлагающий услуги по зимнему хранению судов.
"В Петербурге около 200 судов длиной более 12 м, — говорит член совета директоров ООО "Порт Дубровка" Александр Замиралов. — Примерно 70% перегоняется владельцами в ближайшие скандинавские страны, потому что в Петербурге хранить негде. В Финляндии зимняя стоянка будет стоить 130 евро за 1 м2 за 7 месяцев, к тому же придется заплатить за перегон, топливо, подъем. У нас эта цифра ниже — 100 евро за 1 м2".
В Москве также существует нехватка мест зимнего хранения больших по размеру лодок. "Владельцы около 50 судов длиной более 25 м и весом больше 50 т вынуждены переправлять их на зимнее хранение из Москвы в Финляндию, Эстонию, Швецию, — поясняет Александр Замиралов. — В ближайшие 2 года мы хотим оборудовать порт для хранения таких судов".
Другая проблема — это отсутствие проработанных водных маршрутов на территории Петербурга и Ленобласти. В Ленобласти есть хорошая возможность для развития водного туризма, рыболовства, посещения исторических памятников, среди которых Кронштадтская крепость, крепость Орешек и многие другие. В какой–то мере каждый из регионов осознает существующие проблемы и старается их решить путем создания концепций развития прибрежных территорий с обозначением адресов, где, возможно, появятся новые яхт–стоянки и причалы, но эти концепции разрабатываются отдельно и между собой никак не связаны.
Правительство города в 2009 году утвердило отраслевую схему размещения объектов базирования маломерного флота на территории Петербурга до 2015 года (с учетом перспектив до 2025 года). Согласно концепции в городе дополнительно могут появиться 42 новых объекта базирования маломерного флота. В 2011 году на учете в Госинспекции по маломерным судам (ГИМС СПб) находится 26 стоянок, из которых большинство — это причалы, которые невозможно использовать для стоянки яхт. В том числе на учете находится 56 169 маломерных судов, из которых около 1500 судов можно использовать в целях водного туризма, поясняет Сегрей Акуленко.
Ленобласть, в свою очередь, в конце 2011 года предложила свою концепцию развития и размещения объектов базирования маломерного флота до 2020 года. Сейчас в области 163 стоянки маломерных судов, и согласно концепции может появиться еще 56 новых причальных сооружений, на каждом из которых может храниться от 100 до 300 судов.
В случае если будут решены проблемы с хождением по российским внутренним водным путям, наличием необходимого числа стояночных мест, качественным сервисным обслуживанием, число ежегодных заходов в Петербург через российские воды может увеличиться с сотни яхтсменов до нескольких тысяч. "Хельсинки за 2011 год посетило 17 тыс. яхтсменов, Стокгольм — 25 тыс., Таллин — 10 тыс., — уточняет Сергей Акуленко. — Одна яхта с четырьмя человеками на борту тратит за одну поездку (в среднем 3–4 дня) около 400 евро".