Реформа образования переходного периода

Автор фото: Байгушева Антонина

Реформа школьного образования движется на всех парах. "ДП" попытался разобраться с вопросом, в сути которого подавляющее большинство петербуржцев ничего не понимает. Но все боятся.

"Мы не сдадимся и будем бороться дальше!" — говорит Кира Лопатина. В интонациях молодой женщины чувствуется угроза: "В Петербурге у нас больше 12 тыс. сторонников плюс поддержка восьми регионов России. Мы будем протестовать!"
Голос Киры холоден, во взгляде читается решимость. Нет, она не пламенный оппозиционер, а всего лишь активист общественного движения "Питерские родители". Эти родители на протяжении нескольких лет борются против скандальной реформы образования в школе, которая грядет в рамках ФЗ–83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Закон вступил в силу, и первоклашкам этого года предстоит жить и учиться по новым правилам. Каковы эти правила, как оказалось, никто не знает.
Официально ФЗ–83 начал работать с января. Переходный период, после которого все пункты закона должны вступить в окончательную силу, истекает 1 июля. А это значит, что в школе в любом случае что–то будет.
Согласно основным постулатам закона, изменилась статусность школ. "Каждое бюджетное учреждение стало считаться автономным, то есть могущим самостоятельно распоряжаться поступающими финансами", — поясняет Кира Лопатина. "Теперь в школе устанавливается так называемое государственное задание, которое оплачивается из бюджетных денег, — говорит директор классической гимназии №610 Сергей Бурячко. — Госзадание зависит от учебного плана, то есть от количества уроков, количества часов преподавания в неделю, а также количества учеников".
Первый дракон, которого возмущенные родители попытались убить в новом законе еще год назад, — как раз упрощение перевода муниципальной образовательной недвижимости на коммерческие рельсы. "Правительство кричит, что это хорошо, классно, — говорит Кира Лопатина. — Мол, школам даются дополнительные возможности заработать денег себе же на оборудование. Но все прекрасно понимают, что эти деньги пойдут в карман". "Нам удалось отстоять две школы в Петербурге, которым из–за нового закона просто грозило закрытие", — уверяет представитель "Питерских родителей" Ольга Зеленская.
Борцы с реформой считают, что с принятием коммерческой статусности учреждения детские кружки и школы не смогут оказать необходимый набор услуг. "Закроются музыкальные школы, появятся платные музыкальные кружки", — перечисляет представитель движения "Гражданская инициатива за бесплатное образование" Максим Малышев.
Еще один кит реформы — изменение стандарта, то есть собственно содержания образования. Для средней школы, то есть для тех, кто находится между 5–м и 9–м классом, вступает в силу с сентября этого года.
"В какой–то момент руководитель рабочей группы по разработке новых стандартов среднего образования Александр Кондаков, следуя, видимо, модному тренду инноваций, предложил сделать "как в Америке": оставить 8–10 основных предметов, а остальные будут идти как факультатив", — вспоминает Кира Лопатина. Для сравнения: сейчас в школе существует порядка 17–20 основных предметов, в зависимости от того, гимназия это или простая школа.
"Кондаков же выделил 10 предметов, по одному из каждой области — точные науки, гуманитарные и т.д. Например, в этот список вошел русский язык, но не вошла литература. Это типа факультатив к русскому языку. Вошла физика, но не вошла астрономия. Зачем нам астрономия? Пусть дети сами образовываются. Солнце вращается вокруг Земли, и этого достаточно", — вздыхает Кира Лопатина.
Благодаря широкому общественному протесту инициативу в ее изначальном варианте зарубили, но ничего нового не возникло. В итоге до сих пор непонятно, что будет включать образовательный стандарт.
"Сейчас устанавливается некий усредненный вариант, хотя саму идею реформирования уже не отменить, — разводит руками Кира Лопатина. — Идея производственного факультатива в старших классах будет оставаться. Хотя, как это будет выглядеть на практике, непонятно. И как, в частности, будет решаться этот вопрос в специализированных гимназиях, где ряд предметов априори изучается углубленно, а не на базовом уровне. После протестов в базовые предметы вернулась литература, а вот астрономия — нет. В обязательных предметах почему–то оставили информатику, физкультуру, а также некие уроки патриотизма и такой предмет, как "Россия в мире". Есть история, а есть "Россия в мире". В чем разница — неясно. Сам Фурсенко не смог ответить на этот вопрос, когда его об этом спросили в лоб. Запомнилась его фраза: "Ну, нам нужно определить свое место в мире".
По мнению Сергея Бурячко, родителям учеников 5–9 классов по крайней мере в этом году опасаться нечего: "Остается вся та же номенклатура предметов и то же количество часов по предметам, которые оплачиваются из бюджета. 70% обязательных предметов, а 30% — вариативные, то, что добавляет школа. Количество часов, оплачиваемых из бюджета, устанавливается так называемой предельно допустимой нагрузкой. И сейчас это 37 часов (уроков) в неделю. Это даже больше, чем раньше, за счет введенного обязательного предмета "физкультура".
В условиях неопределенности школы готовятся к новому учебному году по старым учебным планам (они утверждаются как раз в марте). "Мы отслеживаем информацию сверху, но пока мы живем и готовимся к новому учебному году, исходя из старых учебных планов", — утверждает Сергей Бурячко. К примеру, лоббируемого властью предмета "Россия в мире", скорее всего, не будет. Пока. Однако астрономия тоже не появится, по крайней мере в бюджетном ее исполнении.
Новый раунд реформ ожидается со сменой кабинета правительства. "Я не думаю, что нынешний состав правительства будет давать добро на окончательную конкретику по ФЗ–83, — говорит Сергей Бурячко. — А если власти будут что–то менять в законе после инаугурации нового президента 7 мая, будет уже поздно. Если что–то начнет меняться с мая, то это в любом случае уже коснется только нового финансового года, то есть 2013–го. На этот учебный год все уже сверстано, и измениться что–то может только с 1 января 2013 года".
Тем не менее Сергей Бурячко не исключает, что в будущем ситуация по урезанию муниципального школьного бюджета и требования восполнить эти финансовые пробелы за счет родителей могут стать реальностью: "Такая тенденция прослеживается, если следить за всеми неумелыми шагами нашего законодательства. Бюджет военных расходов увеличивается, а бюджет на образование уменьшается".
Доля ВВП в России на образование составляет порядка 4%. Это соответствует слаборазвитым странам. В развитых странах этот показатель составляет 7% и выше. В Америке — около 8%, в Финляндии доходит до 9%. При этом если предмет в школе есть, за него платит государство с помощью налогоплательщиков. "Может, в Нигерии где–нибудь есть такое, что в государственной школе какие–то уроки проводятся за деньги, — развел руками Сергей Бурячко. — Однако в цивилизованных странах этого нет. В какой–нибудь Франции вы об этом скажите — там директор в обморок упадет. Мы, граждане, уже заплатили налогами деньги вперед. А теперь, оказывается, не хватает. Тогда у нас возникает вопрос к государственным деятелям: а вообще, правильно ли вы их потратили и на что?"
О размере доплаты за обучение эксперты рассуждают только гипотетически. Оценки, как правило, не превышают 10 тыс. рублей в месяц, но, скорее всего, доплата не превысит 3–5 тыс.
"Бесплатное образование должно остаться в любом случае в рамках определенного стандарта, — обтекаемо комментирует представитель губернатора Петербурга в городском Законодательном собрании Михаил
Бродский
. — Все должны получать образование, достаточное для того, чтобы жить в обществе и за счет этого общества". По словам Бродского, если ребенка интересует что–то более глубоко, за пределами стандарта, то здесь уже возможны два варианта: "Первый — для особо одаренных детей. Скажем, обучение ребенка, который обладает определенными способностями, например, к балету и из которого может вырасти великая балерина, государство может взять на себя. А если девочка просто интересуется балетом, не проявляет особых способностей, но любит это дело, то она должна иметь возможность заниматься, наверное, за деньги. Не думаю, что государство должно это обеспечивать".
Журналист и преподаватель истории Лев Лурье тем не менее видит нездоровую тенденцию в том, что в школе "стандартизируют", а по факту сокращают часы по основным предметам за счет увеличения "вермишели". "Если депутат Милонов борется с гомосексуализмом, то в школе будет введен урок борьбы с гомосексуализмом, — иронизирует он. — А если первоклассники не знают правил дорожного движения, то будет введен урок "правила дорожного движения".
"Эта реформа может привести к тому, что люди будут уметь читать, писать, считать и знать, что существующая власть — от Бога, — еще более категоричен председатель постоянной комиссии в ЗС по образованию, культуре и науке, учитель истории Максим Резник. — Действительно, зачем людям знать, кто такие Фамусовы, Чичиковы, Скалозубы и т.д.? Хотя если сегодня человек будет знать о них, то легко увидит, что они сидят в высоких кабинетах. То же самое и с историей. Людей, не знающих историю собственной страны, мировую историю, гораздо легче подвергнуть пропаганде, всякой идеологической жвачке, которую пытаются втюхать сегодня населению".
Активисты многочисленных общественных движений, выступающие против реформы образования, уверены, что сегодняшнее затишье — перед бурей. Кто–то из них ждет "веского учительского слова" от старого нового президента. "Неизвестно пока, как себя поведет Путин в данном вопросе. Мы ждем какого–то хода, из которого будет ясно, что делать дальше, — говорит Кира Лопатина. — У нас есть поддержка учителей. Правда, преподаватели часто боятся об этом сказать, потому что их увольняют, причем по статье "несоответствие занимаемой должности". Другие борцы считают, что после реального старта реформаторских ноу–хау миллионы людей поймут их ущербность. "Когда начнутся денежные поборы с родителей, протест возобновится", — уверен Максим Малышев.