Банки избавляются от "залежей" на балансах, чтобы не потерять часть прибыли

Автор фото: Чевалков Сергей

Банки снова взялись за изобретение схем по выводу "залежей" с балансов. В противном случае из–за новых поправок ЦБ РФ о начислении резервов на непрофильные активы они могут потерять часть прибыли.

С начала 2012 года в силу вступила поправка к положению Центробанка РФ 283–П "О порядке формирования резервов на возможные потери". Согласно нововведениям, банки должны начислять резервы по непрофильным активам, которые перешли к ним на баланс в порядке отступного или при обращении взыскания на залоги по кредитам. Размер резервов будет определяться не качеством актива, как это делалось ранее, а сроком, в течение которого непрофильные активы висят на балансе. Так, для активов, которые задержались на балансе более года, банки обязаны будут сформировать резерв в размере не менее 10% их стоимости, больше 2 лет — 20%, 3 лет — 35%, 4 лет — 50% и дольше 5 лет — не менее 75%. Банковские резервы — это средства банков, которые они обязаны хранить на счетах в ЦБ РФ в качестве обеспечения части своих операций. Поскольку основную часть недвижимости, которая висит на балансах банков, они получили в 2009–2010 годах, им придется создавать резервы в 35% и более.
Поправки приняты Банком России, чтобы заставить банки избавляться от "залежей", которые с кризисных времен находятся на их балансах. "Это заставит банки продавать непрофильные активы, чтобы не тратиться на создание резервов", — считает Мария Кальварская, начальник отдела анализа рынка акций ЗАО "ТКБКапитал".
По оценкам экспертов, шаги ЦБ и действия банков напоминают игру в кошки–мышки. Так, в мае 2008 года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) изменила правила работы закрытых ПИФов недвижимости, после чего банки стали активно формировать такие фонды и выводить в них недвижимость со своих балансов. К началу 2009 года банки создали 419 ЗПИФов. Но уже в сентябре 2009 года Банк России выпустил письмо, в котором фактически запрещал банкам менять режим резервирования по проблемным кредитам только на том основании, что они вместе с залогами перешли в состав ЗПИФ. "Сейчас ситуация не аналогична 2008 году. Банки, получившие на баланс в кризис непрофильные активы, ранее могли завышать их качество при учете. Теперь, очевидно, государство стремится закрыть этот законодательный пробел", — говорит Василий Копосов, специалист отдела инвестиционного моделирования ЗАО "ИК "Энергокапитал". Такая схема в теории могла бы привести к распродаже непрофильных активов банками. На практике, считает Василий Копосов, не стоит исключать увеличения количества фиктивных сделок купли–продажи активов. При этом, правда, банкам придется считаться с необходимостью уплаты налога на прибыль.
Между тем сами банкиры уверяют, что на балансах у них не так много непрофильных активов. Это
неудивительно: крупные госбанки уже несколько лет создают специальные структуры по управлению недвижимостью и ее продаже. Так, Сбербанк организовал OOO "Сбербанк Капитал" летом 2008 года, которое реализует проекты в области жилой и коммерческой недвижимости.
Подобная структура, "ВТБ Капитал" , есть и в составе банковской группы "ВТБ". А в апреле 2011 года банк "ВТБ" создал девелоперскую компанию "ВТБ Недвижимость". Цель ее работы — управление инвестпроектом, который будет реализован на земельных участках Подмосковья площадью более 1082 га. "Подобные структуры есть не у всех банков, поэтому, чтобы оптимизировать расходы от создания резервов, банки будут зарабатывать на чем–то другом", — считает Мария Кальварская.
По словам аналитика ИК "БФА" Олега Дорофейкина, в зоне риска сейчас находятся небольшие банки. "Изменение резервов по непрофильной недвижимости сократит прибыль таких банков и негативно скажется на возможности увеличивать кредитный портфель, что приведет к росту ставок по кредитам", — считает аналитик.
Банки с доступом к длинному финансированию смогут подождать восстановления рынка недвижимости, чтобы продать непрофильные активы без убытка или даже с прибылью, полагает Олег Дорофейкин. По его мнению, продажа активов на рынке может привести к признанию убытков банками из–за более низких цен по сравнению с докризисным периодом.