Растет спрос на мобильные центры обработки данных

Автор фото: Карапетян Рафаэль

Спрос на мобильные дата-центры стремительно растет. Если раньше это решение для хранения данных подавалось как нишевое - для полевых условий, то теперь IT-компании продвигают его в мегаполисах, где не хватает свободных площадей.

Мобильные центры обработки данных (МЦОД) становятся все более востребованными. На начало 2011 года в России было всего около 10 проектов таких центров, говорят в IT-компании "КРОК", ссылаясь на аналитиков. Недавно же компания "ЛАНИТ Северо-Запад" сообщила, что у нее около 10 текущих заказов на мобильные дата-центры в регионе. "За 2011 год мы получили столько же заказов, сколько за 2009-2010 годы", - вторит вице-президент "Ситроникса" Михаил Миньковский.
МЦОД - решение для компаний, которые хотят расположить серверы в месте, где есть проблемы либо со свободными площадями, либо с инфраструктурой. Мобильный (или модульный) ЦОД представляет собой контейнер, внутри которого есть стойки для серверов, системы электропитания, охлаждения, коммуникации и т. д. Для такого дата-центра не требуется отдельного помещения, мощной инфраструктуры, его можно перевезти вслед за офисом. Строительство стационарного ЦОД обычно занимает не меньше года, а мобильный, как обещают по­ставщики, может быть запущен уже через 3-4 месяца после заказа.
Мобильный дата-центр нужен там, где капитальное строительство невозможно, говорит заместитель генерального директора "КРОКа" Руслан Заединов. По его словам, потенциальные клиенты - это компании с офисами в удаленных от цивилизации регионах, операторы связи, в меньшей степени - предприятия финансовой и энергетической сферы. Однако генеральный директор "ЛАНИТ Северо-Запад" Николай Якимов уверяет, что МЦОД - это не нишевое предложение: заказчики хотят использовать мобильные дата-центры не только "в поле", но и в городах, ведь найти помещение, подходящее для дата-центра, довольно сложно, а многие компании просто не хотят связываться со строительством инфраструктуры. По его словам, даже при тенденции вывода IT-подразделений на аутсорсинг многие компании (например, банки) желают иметь данные при себе и не довольствуются арендой стоек в существующих дата-центрах. "МЦОД становится стандартным решением. Раньше и ноутбуки воспринимались как устройства для мобильных пользователей, а сейчас ими пользуются все", - заключает Николай Якимов.
По оценкам участников рынка, МЦОД стоит от $500 тыс. (на пять-шесть стоек) до нескольких миллионов долларов. По данным "КРОКа", качественные МЦОД стоят вдвое дороже стационарных. Но, если учесть выкуп или аренду нового здания под ЦОД, мобильное решение получается дешевле стационарного.
"Мы рассматривали вариант использования МЦОД, - признает Дмитрий Смирнов, технический директор МТС на Северо-Западе. - Но оказалось, что мы везде можем создать стационарный ЦОД на имеющихся площадях. И в Петербурге, и в Сибири. Хотя сам по себе МЦОД ничем не плох и может быть одним из вариантов решения задачи, когда нет площадей".
Конечно, у МЦОД есть и минусы, главный из которых - ограниченная площадь для размещения оборудования: готовый контейнер нельзя расширить.
Считается, что первыми стали применять контейнерные дата-центры американские военные. В 2005 году МЦОД для себя сделала компания Google. Через год появился первый коммерческий продукт от Sun Microsystems (позже поглощена Oracle). Потом производством МЦОД занялись другие мировые гиганты, такие как IBM, Dell.