Евгений Доценко: "Надежда на мистический эффект от HR-технологий исчерпала себя"

Автор фото: Архив "ДП"

Еще недавно, внедряя, например, performance management или модель компетенций, руководители компаний думали: вот сделаем это – и будет нам счастье. Но в какой-то момент поняли: внедрить-то внедрили, но не все работает. Надежда на мистический эффект от HR-технологий исчерпала себя, считает Евгений Доценко, один из лучших бизнес-тренеров России. Пришло время действовать самим.

На прошлой неделе в Москве прошла конференция "HR-практики: волшебная сила действия", организованная группой компаний "Институт Тренинга – АРБ Про". В ходе встречи выяснилось, что сегодня многие компании находятся в положении, когда вроде бы все, что можно сделать для улучшения управления персоналом, сделано, внедрены многие технологии, а эффекта, которого от них ждали, нет. Своим мнением, что делать в такой ситуации, с "ДП" поделился Евгений Доценко, руководитель направления HR-консалтинга ГК "Институт Тренинга – АРБ Про".
Делать то, что работает здесь и сейчас, отказавшись, возможно, от идеологически правильного. В этом действии и скрыто "волшебство". Компания должна измениться в лучшую сторону не оттого, что в ней внедрили какую-то правильную систему, а оттого, что нашли какое-то маленькое решение, которое работает. Здесь нашли, там внедрили – и оно заработало, хотя никто из гуру, может быть, и не советовал так делать. И таких примеров все больше. Я их называю HR-гаджетами.
Например, компания придумала комиксы, которые помогают сотрудникам ориентироваться в структуре компании, движении по карьерной лестнице и т. д. Это на первый взгляд не классическое, но простое решение на самом деле вовлекает людей в процесс и решает HR-задачи. Или еще один гаджет: сняли ролик для вновь приходящих сотрудников. В нем топ-менеджеры рассказывают, что они испытывали, когда устраивались на работу. Просто, но работает. Сегодня компании уходят от "квадратных" схем и переходят к творчеству. Они дополняют общие правильные механизмы вещами, которые делают работу в компании радостной.
Наступает время низвержения вчерашних идолов в HR-технологиях? Отказываться, если это не работает?
Отказаться могут те, кто внедрил, кто попробовал, например, те же самые модели компетенций. Как сказала одна моя коллега, чтобы начать делать что-то новое, нужно перестать делать что-то старое. Нужен опыт. Делать практично можно, только поняв, что ты до этого делал непрактично.
Согласно одному из ваших исследований, в Петербурге 73% компаний на вопрос о том, есть ли у них HR-стратегия, ответили: "Есть, но она не формализована". И это на фоне общероссийских показателей, которые не превышают 40%. Что кроется за этой цифрой?
Думаю, сказывается петербургский стиль управления. Для Петербурга характерен слабо структурированный подход к менеджменту. Парадокс состоит в том, что, с одной стороны, интеллигентный Питер не любит формализованные вещи, с другой – постоянно формально "занудничает". Нельзя сказать, что в компаниях совсем нет стратегии, но и сил прописать ее и внедрить тоже не хватает. Внедрять что-то "квадратное" не позволяет интеллигентность, под которой я понимаю и интеллект, и эрудицию, но она же мешает экспериментировать. В Петербурге чаще встречается крайность: либо сделать сразу идеально, либо никак.
Сегодня высший пилотаж управления достичь уровня коллаборации (совместная деятельность людей или компаний, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия для достижения общих целей. Ред.). Как много компаний близки к этой стадии?
Коллаборация это вопрос количества решенных задач. Чем их больше, тем вероятнее, что компания достигнет этой стадии развития. Такие примеры сегодня есть среди компаний сотовой связи. Возможно, они раньше пришли к этому просто потому, что раньше начали развиваться. Рынок заставлял их быстро реагировать на внешние изменения, они внедряли, пробовали, исправляли.
Точно оценить, сколько российских компаний достигли этого уровня, сложно. Часто топ-менеджеры думают, что их компании уже достигли нирваны, а по факту оказывается, что нет. Амбиции на этот счет есть у многих компаний, но готовность – у очень небольшого процента компаний. До этого нужно дожить.
Евгений Доценко, руководитель направления HR-консалтинга ГК "Институт Тренинга – АРБ Про". Сертифицированный бизнес-тренер России, член American Society for Training&Development (США) и Chartered Institute of Personnel & Development (Велико­британия), лауреат премии Trainings 2010 в номинации "Тренер года".