За долги "Западного скоростного диаметра" заплатят водители

Автор фото: Карапетян Рафаэль

В ближайшие дни ОАО "ЗСД" разместит на 15 млрд рублей облигации, погашать которые ему предстоит за счет платного проезда по магистрали.

Вчера ОАО "Западный скоростной диаметр"(ЗСД) закрыло книгу заявок на покупку облигаций объемом 15 млрд рублей. Компания выпускает в обращение облигации 3-й, 4-й и 5-й серий объемом 5 млрд рублей каждая. Выплаты по ним обеспечены гарантией Министерства финансов РФ. Привлеченные средства пойдут на завершение строительства северного и южного участков магистрали, общая протяженность которых составляет 46,6 км.
Размещение пройдет на ММВБ 2 марта 2012 года. Ставка первого купона на момент сдачи этого номера газеты в печать была неизвестна, а предварительный ориентир по ставке купонов эмитент установил в диапазоне 9-9,25% годовых. По 20-летним облигациям объявлена оферта на выкуп через 5 лет.
По словам Василия Копосова, аналитика ЗАО "ИК "Энергокапитал", формат проекта ЗСД в виде частно-государственного партнерства сам по себе достаточно нестандартен для российского дорожного строительства. В таком формате вполне естественной выглядит попытка привлечения средств за счет выпуска облигаций. Решение о выпуске облигаций общим объемом 25 млрд рублей было утверждено весной прошлого года, а летом были размещены первые два выпуска по 5 млрд рублей каждый. Размещение последних трех выпусков планировалось до конца 2011 года, но затем было перенесено в связи с неблагоприятной ситуацией на рынке. Одним из покупателей стала управляющая компания "Тройка Диалог", она подала заявку на участие в размещении. "Нас привлекает интересное соотношение риск/доходность для облигации, обеспеченной государственными гарантиями, даже с учетом возможных нюансов исполнения госгарантии", - говорит Евгений Коровин, портфельный управляющий УК "Тройка Диалог". По его словам, эти бумаги привлекательны по доходности в сравнении с ОФЗ. "Тем не менее возможность роста цены этого инструмента сильно зависит от того, какая в нем будет ликвидность", - добавляет эксперт.
Летом прошлого года для реализации проекта Западного скоростного диаметра правительство Петербурга выбрало частного партнера, который построит центральную часть трассы протяженностью 12 км. Им стал консорциум "Магистраль Северной столицы", он вложит в проект 69,3 млрд рублей, взамен получив трассу в эксплуатацию на 30 лет с гарантированным ежегодным доходом 9,67 млрд рублей. Консорциум основан ВТБ, Газпромбанком, итальянской Astaldi, турецкими Mega Yapi и IC, а также кипрским GPB Infrastructure.
МСС пообещала построить участок ЗСД за 3 года, а общие затраты на проект с учетом строительства дополнительной инфраструктуры составят 120 млрд рублей, из которых инвестор вносит 69,3 млрд рублей, остальное - бюджет РФ. По договоренности с городом, если МСС не сможет вернуть эти деньги за 30 лет, недостающая сумма компенсируется из бюджета Петербурга.
Строительство участка должно быть завершено до 31 декабря 2014 года. Центральный участок ЗСД, который строит консорциум, соединит строящиеся сейчас южный (от КАД до реки Екатерингофки) и северный (от развязки с автодорогой "Скандинавия" до набережной Большой Невки) фрагменты трассы.
Северный и южный участки ЗСД строятся в основном за счет федерального и городского бюджетов (основной подрядчик - "Мостоотряд №19"). Протяженность всего будущего платного участка диаметра, включая центральный участок, составит 46,6 км, он соединит северные и южные районы Петербурга. Общая смета - 199,2 млрд рублей, из которых 50,7 млрд рублей выделяет Инвестфонд РФ, 54,2 млрд рублей - бюджет города, 25 млрд рублей будут получены за счет размещения инфраструктурных облигаций, остальное - средства инвесторов.
Облигации ЗСД должен погасить за счет сборов за проезд по магистрали. В ЗСД отказались предоставить информацию о том, сколько уже собрано денег с момента ввода платы за проект. В "ВТБ Капитал" также в течение вчерашнего дня не смогли дать эту информацию.  
Средний участок дороги работает в платном режиме с 14 мая 2011 года. Ежедневный трафик ЗСД, по данным комитета по инвестициям и стратегическим проектам, составляет 40 тыс. автомобилей, в основном легковых. Дневной тариф для такого типа машин составляет 30 рублей, ночной - 10 рублей.