Рынок забетонировался

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

К росту потребления бетона привел отложенный спрос на рынке недвижимости в 2008-2010 годах: по итогам 2011 года объемы строительства выросли на 10-12%.

Для производителей бетона в прошлом году сложилась благоприятная конъюнктура. Объем потребления товарного бетона вырос, по разным оценкам, на 10-20% по сравнению с 2010 годом и составил 3,8 млн м3. При этом десятка крупнейших производителей занимает 75% рынка и выпускает 2,85 млн м3. Как и в 2010 году, лидерство по объемам отгрузок осталось за "Объединением 45", "Беатоном" и "Ленстройдеталью". "Строительный рынок 2011 года почти вернулся к докризисным результатам", - отмечает генеральный директор ООО "Такси Бетон" Андрей Мукосеев.
Рост спроса стал одной из причин удорожания бетона. "Повышение цен на товарный бетон в 2011 году началось со стартом строительного сезона в апреле, - рассказывает начальник отдела маркетинга и рекламы ГК "Беатон" Алексей Деламарттер, - С апреля по октябрь 2011 года средняя цена 1 м3 поднялась более чем на 20%". Директор по продажам бетона ОАО "Ленстройдеталь" Дмитрий Карачевцев отмечает, что цены на бетон выросли за прошлый год на 30%. В ООО "Объединение 45" говорят о 25%-ном росте. Основной причиной такой динамики является повышение цен на инертные материалы - щебень (на 15%), песок (на 7%).
По данным "Такси бетон", в начале 2011 года среднерыночная цена за 1 м3 самой распространенной марки бетона (В-25) в Петербурге составляла 2670 рублей (без доставки). Затем начался постепенный рост, и к середине года средняя цена выросли на 14% - до 3050 руб./м3. В августе-сентябре дальнейшему повышению стоимости бетона способствовал резкий рост цен на цемент - более чем на 30%. "Основная причина такого скачка цен - острый дефицит железнодорожного и автотранспорта для доставки сырья", - поясняет Андрей Мукосеев. По итогам декабря 2011 года стоимость В-25 составила 3652 руб./м3 (без доставки).
В 2012 году цены на товарный бетон будут все так же зависеть от спроса и цен на сырье. "Цены на бетон не превысят прошлогодних, в том числе благодаря новому заводу "ЛСР-ЦЕМЕНТ" в Сланцах", - считает Дмитрий Карачевцев. С появлением нового производства предложение может превысить спрос, что снизит цены. В то же время дефицит песка в связи с продолжением строительства ЗСД, а также дефицит щебня и транспорта для его доставки в регионах, не располагающих сырьевыми запасами, может привести к росту цен на нерудные материалы. Ожидается и рост железнодорожного тарифа на 9%. "Рост стоимости газа и электроэнергии увеличит себестоимость цемента до 10%", - прогнозирует Андрей Мукосеев. При этом зимой сохранится тенденция к снижению цены цемента, а летом - к повышению. Насколько - зависит в основном от политики перевозчиков.
Определять спрос на рынке в 2012 году, как обычно, будет желание инвесторов реализовывать проекты как в жилищной, так и в инфраструктурной сферах, считают в "Объединении 45".