Объем рынка факторинга России вырос в 2011 году на 82%, до 882 млрд рублей

Автор фото: Чевалков Сергей

Рынок факторинга в 2011 г. показал рост в 82%. Компании начали расширять продуктовые линейки и вводить электронный факторинг.

Объем рынка факторинга в 2011 г. составил 882 млрд рублей. При этом на долю факторинговых операций в Петербурге пришлось 11% от российского рынка. Основной рост дал сегмент оптовой торговли. "Результат превысил все ожидания, так как многие игроки опасались значительного снижения оборотов в IV квартале, когда возникли трудности с ликвидностью на финансовых рынках, - рассказывает директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко. - Тем не менее потребительский спрос в последнем квартале 2011 г. не сократился, и торговые компании активно пользовались факторингом".
Основным видом продукта в факторинговых компаниях остается факторинг с регрессом. Однако его доля за 2011 г. снизилась с 74,8 до 69,4%. Компании стараются расширить свои продуктовые линейки.
Так, в факторинговой компании "НФК" отмечают рост спроса со стороны среднего бизнеса на предпоставочный факторинг. Это финансирование под будущую дебиторскую задолженность. Фактор выплачивает производителю финансирование в размере 80% от суммы твердого заказа, который будет выполнен в течение следующих 30 дней. "В прошлом году помимо классического наша компания начала использовать предпоставочный факторинг, - говорит Мирослав Янкойц, соучредитель ЗАО "Алитет" (поставляет пищевые ингредиенты, инвентарь, оборудование для хлебопекарного и кондитерского производства от ведущих европейских производителей). - Какое-то время мы подстраивали и обкатывали схему, но результатом в итоге остались довольны". Это уникальный продукт, который помогает бороться с сетями, доволен он. "Бороться" в данном случае означает "отвечать их жестким требованиям" и держать марку. "Сети, для которых мы оборудуем целые пекарни, платят предоплату всего в 15% от стоимости заказа, и нам приходится привлекать дополнительное финансирование", - добавляет Мирослав Янкойц. Предпоставочный факторинг для таких целей - просто находка.
В свою очередь, Кредит Европа банк в начале года предложил своим клиентам факторинг арендных платежей для компаний, которые занимаются сдачей в аренду некоммерческой недвижимости на условиях ежемесячного поступления арендных платежей.
Также у клиентов появилась возможность использования электронного факторинга, то есть ускорения операций при помощи электронно-цифровой подписи. Такую же услугу теперь предоставляет и Русская факторинговая компания.
Банк "Петрокоммерц"  намерен в целом развить свое факторинговое направление и в перспективе войти в топ-3 факторов России. При этом за прошлый год факторинговый портфель банка вырос почти вдвое.
По мнению Дмитрия Шевченко, разнообразие продуктовой линейки в факторинговых компаниях до сих пор оставалось редкостью, но теперь факторы стараются предлагать клиентам новые продукты. Он добавляет, что сейчас наиболее актуальным направлением является развитие международного факторинга. Пока на этот вид факторинга приходится лишь 1,1% от всех операций факторов.